Ночной транспорт сегодня

Как улучшить ночной общественный транспорт
в Санкт-Петербурге

 

«Городские проекты» исследовали маршруты
движения ночных автобусов выявили проблемы и предложили альтернативу

В Петербурге ночная жизнь бурлит всю неделю напролет. Немногие европейские города могут похвастаться таким количеством круглосуточных магазинов, кафе, баров, кинотеатров, вокзалов и других центров притяжения людей. Но насладиться прелестью жизни в мегаполисе удается не многим: после полуночи закрывается метро, чуть позже разводят мосты — чтобы не оказаться в ловушке до утра, приходится отказываться от ночных развлечений.

Чтобы решить проблему, в городе запустили ночной общественный транспорт (ОТ): автобусы и поезд метро, курсирующий между станциями «Адмиралтейская» и «Спортивная». Идея хорошая, однако к качеству реализации проекта есть вопросы. «Городские проекты» провели исследование и выяснили, что мешает ночному транспорту и как оптимизировать его работу.

 

Городские проекты
в Санкт-Петербурге

В теплое время года по выходным дням:

  • Поезд метро с 01:00 до 03:00 ночи от «Адмиралтейской» до «Спортивной»
  • автобусные маршруты, дублирующие 5 линий метро

Круглосуточная работа метро в некоторые праздничные дни

 

«

Ночные автобусы бездумно дублируют линии метро, маршруты не связаны между собой. Да и мало кто знает об этих ночных автобусах, а если и в курсе — стоишь на остановке в три часа ночи, и непонятно, когда этот ночной автобус приедет — интервалы по 30 минут. Многие не знают о сервисах отслеживания местонахождения автобусов. Получается, что нет достаточного информирования о ночных маршрутах, также у пассажиров нет достаточного понимания, когда точно ночной автобус подойдет.»

«

Арсений Афиногенов

руководитель лектория
«Городских проектов» в Санкт-Петербурге

Идея запустить ночной автобус в Петербурге очень хорошая. Он крепче связывает окраины с центром и помогает задержавшимся по делам горожанам добраться до дома безопасно, быстро и недорого. Но реализован проект неудовлетворительно: многие не знают, как найти расписание, остановки найти сложно, маршруты неоптимальные. Мы предлагаем это исправить.»

Ксения Чапкевич

руководитель «Городских проектов» в Санкт-Петербурге

Существующие проблемы

Нет ночного транспорта в будние дни и зимой вообще — работа ночного ОТ осуществляется только в выходные и праздничные дни в теплое время года (с апреля по ноябрь)

Отсутствует ночная связь с аэропортом

До некоторых густонаселенных районов невозможно добраться, не прибегая к услугам такси

Маршруты «4М» и «5М» ради идеи «движения вдоль линий метро» едут не по оптимальным трассам

Чтобы попасть с берега на берег, зачастую нужно идти пешком до «Адмиралтейской» или «Спортивной»

Отсутствует связь метрополитена с ночными автобусами

Следствия проблем

  • Низкие пассажиропотоки
  • Высокая себестоимость поездки
  • Неудовлетворенность горожан
  • Все это приводит к общей низкой эффективности ночного транспорта

У некоторых чиновников и даже обычных горожан возникает вопрос: а нужен ли вообще ночной ОТ? Мы считаем: конечно, нужен! Но требует изменений.

350
рублей

реальная себестоимость поездки на ночном автобусе

Наши предложения

Чтобы повысить эффективность ночных маршрутов, нужно разработать общие принципы их организации и выявить основные точки притяжения людей в ночное время.

Общие принципы организации ночных маршрутов

1

Гарантированная доставка

Пассажир должен быть уверен, что ночью сможет добраться в любой конец города. Независимо от состояния мостов, пусть даже с пересадкой

2

Доступность

Маршрутная сеть должна быть в пешей доступности для горожан

3

Удобство использования

Сокращение времени ожидания и числа пересадок, понятность маршрутов и тарифов

Основные точки притяжения

Переправа через Неву

Невский проспект

Аэропорт, вокзалы

В период навигации из-за разводки мостов Петербург оказывается разделен на три части: территория к северу и востоку от Невы, территория к югу от Невы, Васильевский остров. Многие жители не могут перебраться с берега на берег, или им приходится делать круг через вантовый мост на самом юге города.

 

На Невском проспекте и около него находится большое количество различных кафе, ресторанов, клубов. Днем и ночью здесь кипит жизнь.

Ночной ОТ не обеспечивает связь с аэропортом, а добраться без пересадок до вокзалов можно далеко не из всех районов города: чтобы успеть на утренние рейсы, приходится вызывать такси за большие деньги.

Центр города

Сенная площадь, Лиговский проспект, Петроградская сторона — почти вся историческая часть города ночью бурлит оживленной жизнью. Эти районы недостаточно связаны маршрутами ночного транспорта.

Рекомендации

«Выпрямить» некоторые маршруты для увеличения эффективности трассы.

Привязать все конечные остановки ночных автобусов в центре на период развода мостов к «Адмиралтейской» и «Спортивной».

 

Для удобства переименовать ночные маршруты. Начать с буквы N (night) или Н («ночной»), затем — первая цифра ночного автобуса, которая означает номер линии метро (1, 2, 3, 4 или 5), вдоль которой идет ночной автобус. Например, переименовать «1МА» в «N11», а «5МБ» — в «N51».

 

Запустить ежедневный ночной автобус от Адмиралтейства через Невский, Лиговский и Московский проспекты.

Проектное предложение

Так как существуют разные взгляды на организацию маршрутов ночного транспорта, мы предлагаем две концепции. Одна оптимизирует текущую схему движения, вторая предлагает новую.

39
тысяч
горожан

подписали петицию
за ночной транспорт

«

Спрос на ночные перевозки очевиден, несмотря на относительно небольшой пассажиропоток. Широкая поддержка петиции о круглосуточном метрополитене свидетельствует о большой заинтересованности горожан в ночном транспорте.

При некотором изменении маршрутов, а также более активном уведомлении жителей об их существовании и расписании пассажиропоток в ночном транспорте значительно вырастет, а затраты останутся на прежнем уровне.»

Арсений Афиногенов

руководитель лектория
«Городских проектов» в Санкт-Петербурге

74
тысячи
человек

использовали ночной автобус в Петербурге в 2014 году

Как оптимизировать текущую схему

Существующая схема (JPG 1,4 мб)

Предложенные маршруты:

Вариант 1 (JPG 1,5 мб)        Вариант 2 (JPG 1,5 мб)

1. Изменение маршрута «5М»/«5МА»

Проблема

Маршрут неоптимален, есть разворот на 180 градусов

Этим маршрутом можно добраться из Фрунзенского района к Московскому вокзалу, но нельзя добраться в обратном направлении

Маршрут делает лишний крюк через Разъезжую улицу и Загородный проспект

Решение

«Спрямление» по Невскому проспекту

Связь Невского проспекта и Московского вокзала с Фрунзенским районом в обе стороны за меньшее время

2. Изменение маршрута «4МА» на правом берегу Невы

Проблема

Ни одной крупной точки притяжения, маршрут «из ниоткуда в никуда», нет связи с другими маршрутами, нет возможности переправиться на другой берег

Решение

Либо полностью отменить, либо привязать к станции метро «Спортивная», захватив новые микрорайоны

 

 

3. Изменение маршрута «1МА» в районе площади Ленина

 

Проблема

Нет связи с остальной сетью ночного транспорта, нет возможности переправиться на другой берег

Решение

Подводка к «Спортивной» увеличит связность и позволит переправиться на другой берег

Предложение новой схемы —
стратегически новый подход

Скачать схему  (JPG 1,8 мб)

2. При разведении мостов автобусы доставляют пассажиров в районы станций метро «Адмиралтейская» и «Спортивная», где они могут воспользоваться ночным поездом метро

1. Зона у станции метро «Адмиралтейская» — стартовая для всех маршрутов ночного транспорта

3. В центральных районах остановки ночного транспорта должны располагаться недалеко от точек притяжения людей

4. В спальных районах маршруты ночного транспорта должны делать петли для охвата большей территории

5. Отправления от пересадочных узлов синхронизированы для сокращения времени ожидания

6. Оплата проезда должна производиться один раз при первом использовании, все остальные пересадки должны быть бесплатны

7. Остановки только по требованию или при наличии пассажиров

Диспетчеризация автобусов

Все автобусы отслеживаются с помощью системы ГЛОНАСС. Водители отдыхают в ближайших кафе по режиму, указанному в договоре. Стоянка у «Адмиралтейской» или «Спортивной» — от 5 до 20 минут.

«

Такой подход гарантирует доставку пассажиров и повышает доступность транспорта. Кроме того, синхронизация в одной зоне увеличивает число потенциальных маршрутов, сокращает количество пересадок до одной (или двух — с учетом метро). Мобильные приложения позволяют сократить время ожидания, а единый билет делает оплату простой и понятной.»

Тимофей Чуров

координатор движения «Красивый Петербург», кандидат технических наук

Улучшение качества оповещения
о ночных маршрутах

Про существование ночного транспорта в Петербурге знают далеко не все, не говоря уже о расписании движения автобусов и метро. Нужно сделать эту информацию как можно более доступной.

Сайт и мобильные приложения

Информация о движении ночного транспорта в интерактивной форме должна быть легко доступна в Интернете, в первую очередь — с мобильных устройств. Хорошим решением было бы включение ночного транспорта в приложения «Транспорт Петербурга» и «Яндекс.Транспорт».

Голосовые оповещения

Необходимо сообщать о работе ночного транспорта в рамках общих информационных сообщений в метро и автобусах (в течение всего дня) и непосредственно перед началом работы ночного транспорта (в вечерние часы).

Информация на остановках

На автобусных остановках необходимо разместить яркие стикеры и карты маршрутов ночного транспорта. В пересадочной зоне и на крупных центральных остановках нужно разместить табло времени прибытия автобусов.

 

Поддержать

Поддержите работу «Городских проектов» в Петербурге

Если вам понравилось это исследование — отправьте перевод, и мы сможем продолжить исследовать городские проблемы и предлагать решения. Благодаря вашим пожертвованиям мы остаемся независимыми.

Над проектом работали