Отчет по исследованию Тверской

21 сентября 2012 г.

В градостроительстве в мире есть определенные принципы, которые выработаны транспортной и градостроительной наукой, многими годами, экспериментами, неудачными и удачными примерами, нарушать которые никому не приходит в голову. Один из главных принципов того, как должен быть устроен город и его улицы, выглядит так: пешеходы для города главные, потом по важности идет общественный транспорт, затем движущиеся автомобили и на последнем месте - припаркованные автомобили.


*велосипеды на втором месте, но с этим видом транспорта пока все непросто

Эта тема доказана, она логична и принимается везде за базовое вводное, которое все понимают: ведь пешеходов больше, они занимают меньше места и намного более уязвимы — город должен им отдавать приоритет, иначе у пешеходов отберут всю площадь, они стремительно превратятся в автомобилистов, и город испортится. Общественный транспорт важнее автомобилей, потому что в одном автобусе едет 60 человек, в трамвае 300, а в одном автомобиле всего 1 или 2 человека.

Но, к сожалению, случается так, что городские власти нарушают базовые принципы, не посоветовавшись со специалистами, потому что считают, что городскую среду может планировать любой человек на основе своей житейской мудрости. И тогда получается вот это:


Припаркованные автомобили - самый низ пирамиды, но они стали главнее пешеходов - самого верха пирамиды! Давайте посмотрим, почему же это такой уж абсурд. Для того, чтобы мы могли это узнать, Городские Проекты месяц проводили исследования. Так вот, посмотрим на карте сколько в одном из мест, где разрешена парковка на тротуарах, ходит людей и сколько там имеется парковок.


183 парковочных места. Этими местами в день пользуется примерно 549 человек (3 человека на место), которые паркуются на тротуаре. Им достаётся 75% тротуара.

Этим же местом пользуется 39,000 пешеходов. Это мы насчитали их только в одном месте, около Камергерского переулка, а если бы посчитали и в другом, то вышло бы в районе 70,000. Им досталось 25% тротуара.


В жизни это выглядит так


В некоторых местах ситуация хуже, там у пешеходов забрали почти все пространство


Вот схема всех тротуаров на Тверской. В некоторых местах не разойтись двум прохожим!


Давайте вспомним аргументацию мэрии, когда в сентябре 2011 года эти парковки вводились. Главным аргументом было: в Москве негде парковаться, а разрешение парковки на тротуарах позволит избавиться от парковки в крайних рядах проезжей части. Просто запретить парковку там нельзя, потому что мест нет.

Мэр Собянин когда-то, отвечая на вопросы читателей, всё так и сказал:

Читатель: А плитка выдержит вес припаркованных автомобилей – сейчас же в центре много где можно на тротуаре парковаться?

Сергей Собянин: Плитка выдержит, но парковка на тротуарах – не самый лучший вариант. Да, сегодня появляется разметка парковки на тротуарах, но она появляется как раз на тех магистралях, где мы планируем выделенные полосы для автобусов. Мы хотим хотя бы на первом этапе упорядочить кошмарную ситуацию, когда все паркуются в три ряда. По мере появления подземных парковок или специально выделенных парковочных мест, мы эту парковочную разметку будем убирать с тротуаров. И за нарушение правил парковки с 1 июля следующего года будет введен штраф 3 тысячи рублей, причем начислять его будут с помощью фотофиксации.

Реальность, к сожалению, полностью противоречит словам мэра. Например, если бы мэр иногда выходил из мэрии на улицу, то он бы увидел, что прямо в 100 метрах от его места работы:

1. Не планируется никакой выделенной полосы,

2. Парковки заняли почти весь тротуар,

3. На проезжей части по прежнему все паркуются,

4. В пешей доступности есть два огромных подземных паркинга.

Вот смотрите:


На проезжей части 288 машин, 183 на тротуаре, в то же время, на расстоянии от одной до 12 минут пешком до этих мест, есть два огромных подземных паркинга, в общей сложности на 1065 мест, и никаких автобусных полос.

Что в результате вышло — мэрия поддалась давлению очень шумной, но небольшой группы населения (автомобилистов), и приняла неадекватное и нелогичное решение — дать приоритет парковкам над пешеходами. Выдала распоряжение организовать много новых парковочных мест, выстроенная вертикаль, которая всему подчиняется, пошла клепать решения муниципальных Собраний, управ, префектур и рисовать парковки, пропагандистская машина поехала рассказывать, что все на благо жителей, и в результате нарисовали не пойми где не пойми что, испортив еще чуть-чуть город, в котором стало еще менее удобно жить.

Мэрия, которая распределяет разнообразные ресурсы в городе, распределила площадь тротуара в пропорции 1 к 200. Автомобилисты имеют примерно в 200 раз больше площади тротуара, чем люди, которые автомобилем не пользуются.

Если мы заглянем в различные московские нормативные документы, то там даже написано, что так делать нельзя (тротуар с таким пешеходным потоком должен быть минимум 4,5 метра). Специалисты тоже удивляются, вот, к примеру, длинная дискуссия с Вуканом Вучиком про парковки (мотайте на 17:15, чтобы послушать его мнение о текущей ситуации в Москве).

Думаете, что это только на Тверской так? Нет — так по всему центру. Вот ниже только те места, которые обследовали Городские Проекты. Далеко не полный список.


Москва для жизни, Москва для людей.


Для начала мы попросим вас, уважаемые читатели, дать ссылку на этот пост где-нибудь. Это сильно поможет.

Потом мы раздадим прохожим на улицах Москвы 10-20 тысяч листовок, объясняющих эту идею.


Пост подготовлен командой Городских Проектов:

Огромное количество волонтеров,

Анна Машера,

Илья Варламов,

Максим Кац.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей
Парковки на тротуарах на Тверской
Текущий проект

Это главная улица города, где ежедневно ходят десятки тысяч людей, но устроена она ужасно. Что можно сделать? Мы возьмем часть от Кремля до Пушкинской площади (включительно) и сделаем рекомендации по улучшению инфраструктуры для людей (пешеходов). Посчитаем, какое кол-во человек ежедневно пользуется улицей, куда они идут, как проводят на ней время, сколько людей пользуются парковками на тротуарах, какое точное соотношение пешеходов и автомобилистов и сколько проезжает в день автомобилей.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему