ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Удобная
Шпалерная
Показываем, как регулировать скорость автомобилей без запретов и штрафов



Мы рассматриваем неприметный участок улицы Шпалерная от улицы Гагаринская до Литейного проспекта. Он не обустроен ни для пешеходов, ни для автомобилистов, ни для местных жителей. Предлагаем сделать его местом притяжения для ближайших кварталов.

Вид на Шпалерную улицу из окна Европейского Университета
Почему на Шпалерной плохо
Улица не обустроена ни для пешеходов, ни для автомобилистов, ни для местных жителей. Когда смотришь на этот участок Шпалерной со стороны Литейного, поворачивать не хочется. Там всё равно ничего нет. Девять жилых домов, работают салон красоты, продуктовый, бизнес-центр, офис «Яблока», адвокатская контора.
Каждый день в четыре университета поблизости — Михайловскую академию, Европейский университет, академию имени Штиглица и факультет ИТМО — приезжают сотни студентов. Отдохнуть им негде. На обед выбор тоже невелик: в квартале, к которому относится наш участок, работают столовая, пельменная, кафе на набережной и «Дом шавермы».
Не хватает переходов
На 400-метровом участке Шпалерной всего два перехода: у улицы Гагаринская и Литейного проспекта. По ГОСТу в городах их ставят не дальше 200–300 метров друг от друга. Идти пешком от одного до другого 10 минут, поэтому люди перебегают дорогу где придётся. Мы постояли около остановки 10 минут — за это время улицу перебежали девять человек.
Не хватает места для парковки
Оставлять машины разрешено только с одной стороны (на той, которая ближе к Неве). На участке допускается заезжать на тротуар, но тогда пешеходам не останется места. Парковаться у обочины нерационально — это занимает больше места. Когда парковка занята, машины ставят во дворах.
По улице быстро ездят
На участке одностороннее движение, но улица достаточно широкая (две полосы) и свободная (пробок нет даже в час-пик). Водители разгоняются, когда видят впереди широкую улицу. Это связано с отношением ширины дороги и высоты объектов на её обочине. Такое отношение называют оптической шириной.
Остановка и больница не связаны
Почти в середине нашего участка находятся отделение Детской городской поликлиники №8, остановка автобуса № 46 и маршрутки № 107. Остановка — с одной стороны улицы, отделение — с другой. Мамы выходят из автобуса и там же перебегают дорогу вместе с детьми. Чтобы перейти улицу по переходу, нужно пройти 10-минутный крюк. Никто так не делает.
У остановки нет павильона
Остановка на Шпалерной существует в виде таблички на столбе. Когда погода хорошая, люди ждут автобус на тротуаре. Если не повезло с погодой, то укрыться от дождя можно только в ближайшей арке.
Дворовые территории не благоустроены
Вечером и когда обочины заняты, машины оставляют во дворах. Люди выходят из домов и видят несколько рядов машин. Говорить о благоустройстве дворовых территорий невозможно, когда их превратили в стоянку.
Что мы предлагаем сделать
Поставить павильон для остановки
Он стоит на выступе около пешеходного перехода. Люди ждут автобус под навесом и не боятся дождя. Автобус останавливается в выемке после остановки. Выемка немного длиннее обычной, чтобы водитель 12-метровой машины без проблем выезжал на дорогу.
Сделать ещё один переход
Он располагается около остановки и отделения больницы. Мамы с детьми выходят из автобуса и переходят по «зебре». Это безопаснее, чем перебегать дорогу где попало. Возвращающимся домой местным жителям тоже приятно переходить по «зебре», поскольку большинство жилых домов стоят на другой стороне.
Расширить тротуар
Используем специальные чередующиеся выступы — шиканы: с одной стороны улицы выступ, с другой стороны — выемка. Они делают тротуар шире, а дорогу — уже, чтобы водители не разгонялись. Улица стала безопаснее для пешеходов и тише для жителей квартир с окнами на проезжую часть.
Расширить парковку
Водители оставляют машины в выемках со стороны нежилых зданий. Это удобно для пешеходов, поскольку на тротуар больше никто не покушается. В выемках помещается больше машин, чем обычно, и они не мешают автобусам и другим автомобилистам. Парковка платная.
Обустроить зону отдыха
На шиканах высажены деревья, а со стороны жилых домов стоят лавочки. Днём на них отдыхают студенты, работники из бизнес-центра и банка, вечером жители выходят прогуляться по новой достопримечательности района. Каждый выступ защищён от автомобилей металлическими столбиками.
Сделать проезжую часть безопаснее
Шиканы — это S-образные выступы тротуаров. Обычно их устанавливают так, чтобы водителям пришлось сбрасывать скорость и объезжать препятствие. Есть несколько вариантов установки шиканов: искусственный изгиб, полукруглая бетонная клумба на дороге, бордюр, который полностью перекрывает одну полосу.
Зачем снижать скорость


Пару лет назад «Городские проекты» вступили в Британскую ассоциацию по безопасности дорожного движения. У них были тонны всякого материала, но прислали они нам одну единственную брошюру, где было написано: «Ниже скорость — меньше смертей». Чтобы машины не сбивали людей, нужно снижать их скорость. Человечество не придумало другого способа сохранить 1,25 млн жизней в год. Как это сделать? Путь запретов и штрафов нам не симпатичен — вместо этого предлагаем успокаивать движение автомобилей на протяженных улицах Петербурга сужая проезжую часть.


Будапешт. В опасном месте с помощью островков с клумбами сужают проезжую часть. Фото: Илья Варламов
Сужение проезжей части — это не законодательная мера, которую можно обойти, а психологическая, и автомобилисты будут снижать скорость, потому что не могут иначе. Участок улицы станет безопаснее для пешеходов, приятнее — для местных жителей, функциональнее — для автомобилистов. У студентов появится место, чтобы отдохнуть между парами, у жителей — место, где общаются со соседями. Предприниматели получат стимул открывать новые заведения рядом с улицей, куда все ходят. Концепция работает не только для участка Шпалерной, но и для любой городской улицы с такими же проблемами.
Девять лет назад в пяти американских штатах (Миссури, Кентукки, Пенсильвания, Флорида и Мэриленд) провели эксперимент. Дороги в городах и сельской местности визуально сузили оранжевой разметкой и искусственными неровностями по центру.
Результаты были разными, но число аварий снизилось везде. На одном участке происходило по три-пять аварий за год. Его сузили, и число ДТП не поднялось выше одного в год.


На 34%
меньше смертей

примерно настолько на узкой дороге снижается количество ДТП со смертельным исходом. Ниже скорость — меньше смертей, и это нужно запомнить
На 29%
меньше аварий

после того, как дорогу искусственно сузили. Узкие дороги эффективнее камер (из-за них число ДТП падает на 22 %), но не так эффективны, как «лежачие полицейские» (с их помощью добились снижения числа ДТП на 44 %)
На 5,3 км/ч
снижают скорость

водители, когда видят впереди узкую дорогу. «Лежачие полицейские» и дорожные камеры в этом эффективнее. Из-за них скорость снижают, соответственно, на 13,5 км/ч и 6,6 км/ч.
Над проектом работали
Поддержите работу "Городских проектов" в Петербурге
Люди важнее машин. Наша миссия - донести эту простую мысль до горожан и городской администрации.
Made on
Tilda