Новые проездные

В Петербурге действует неэффективная система оплаты проезда в общественном транспорте. «Городские проекты» исследовали тарифное меню, нашли проблемы и предложили альтернативу
Что произошло?

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, предлагая повысить цены на разовый проезд, озвучил разумную идею: нужно переориентировать пассажиров на длительные проездные. Только при этом он умолчал, что в последние годы Комитет по тарифам резко повышал цены именно на билеты длительного действия. В итоге в Петербурге цена на месячный проездной в 2017 году будет составлять почти 2900 рублей. Таким образом, произошел необоснованный скачок цен на длительные проездные, а теперь вдобавок к этому вырастет стоимость разовой поездки.

«Единый» проездной

70 поездок на метро
+
трамвай
троллейбус
автобус


В чем проблема

Дорогой «Единый»
Основной недостаток существующей системы оплаты проезда — очень дорогие единые проездные билеты на месяц, которые в 2017 году подорожают на 7,7% и будут стоить около 2900 рублей. Произойдет необоснованный скачок цен на длительные проездные.
Ежегодное повышение цен на проезд
Поднимая цены на проездные билеты, чиновники пытаются окупить расходы на содержание транспортной сети, не задумываясь, что отталкивают этим пассажиров. Пассажиры, в свою очередь, начинают предпочитать общественному транспорту автомобиль или маршрутку.
Для многих граждан месячные проездные станут невыгодными. Если еще пять лет назад месячный проездной стоил как 63 разовых билета, то сегодня — почти как 80.
Уменьшение числа пассажиров приводит к росту себестоимости поездки и дальнейшему ухудшению ситуации по кругу.
Не совершай ошибку
Поднять цену на единый проездной билет — большая ошибка. Чем ниже стоимость такого проездного, тем больше новых пассажиров пересаживается на метро, трамваи, троллейбусы и автобусы. А это, в свою очередь, приводит к росту доходов организаторов перевозок и уменьшению пробок в городе.
Билет на «90 минут»
Давно обещанные проездные на 90 минут не ввели до сих пор. Из-за этого пассажиры реже пересаживаются — используют общественный транспорт меньше, чем могли бы. Например, человек может быстрее добраться до места назначения, сделав пару пересадок, но, чтобы сэкономить, он будет полчаса ждать прямой автобус или маршрутку.
Наши предложения
1. Конструктор проездных
Чтобы пассажиры могли сами разобраться в новой тарифной системе, выбрать только те услуги, которые им нужны, и не стоять в очередях в кассы, мы предлагаем сделать конструктор проездных билетов. В конструкторе можно выбрать не только тип билета, но и количество зон, включить электрички или ночной транспорт в разных комбинациях.



:

:

:
:

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОШЕЛЕК

ВНЕСЕННАЯ СУММА:

500

ПОПОЛНИТЬ

Если в течение 90 минут вы совершаете несколько поездок, то за всё вместе списывается сумма равная стоимости билета на 90 минут. Если пересекаете зону, то считается как поездка на 2 зоны.

С увеличением числа поездок растет скидка на проезд:
5% - с 1й по 10ю поездку
10% - с 11й по 20ю поездку
15% - с 21й по 30ю поездку
20% - с 31й по 40ю поездку
25% - с 40й поездки и далее


2. Единство транспортной сети

Оплата за путь, а не за посадку

Для повышения привлекательности и эффективности сети общественного транспорта нужно увеличивать ее связность. Сейчас часто выгоднее сделать крюк на метро, чем ехать в соседний район на автобусах, потому что отсутствует прямой маршрут. В метро же за пересадку платить не надо, и поэтому оно воспринимается как единое целое. Нужно, чтобы такая схема работала для всего транспорта — чтобы пассажир не задумывался о пересадках и был свободен в передвижении по городу. Если купивший билет сможет бесплатно пересаживаться с маршрута на маршрут, задача связности будет решена.
Электрички — в единый проездной

Сейчас пригородные электрички не включены в единые проездные билеты — нужно покупать отдельные. Но если проездные будут действовать и в электричках, то горожане начнут активнее ими пользоваться, а транспортная сеть привлечет новых пассажиров.
3. Новые тарифы

Удешевление месячных проездных

Мы ориентируемся на постоянных пассажиров — они являются основными пользователями транспортной системы, определяющими ее вид. И поэтому месячные проездные необходимо сделать дешевле — так число постоянных пассажиров станет больше. Сейчас пассажиры все реже приобретают месячный проездной, который обходится им в 2690 рублей.
Подорожание жетона до 50 рублей

Если стоимость проездного уменьшить до 1800 рублей, а цену разового билета повысить, то доходы транспортной сети не пострадают, так как число постоянных пассажиров увеличится, а редкие пользователи транспорта будут больше платить за билет. Для редких пассажиров не так принципиально, сколько стоит билет: 35 рублей или 50. А разница между 2690 и 1800 рублями за месячный проездной уже достаточно весома.
4. Новые типы билетов

Билет на «90 минут»

Как и большинство предлагаемых нами идей, проездные «90 минут» давно используются в других городах и показали себя как отличный способ повысить эффективность транспортной сети. Например, в Москве реформа тарификации привела к росту популярности наземного транспорта и к улучшению маршрутной сети, а в Праге люди не видят смысла много ездить на машинах, потому что могут с комфортом перемещаться на доступном общественном транспорте.
Билеты на 1,3,7 дней

Для тех, кто пользуется общественным транспортом чаще, чем один раз в месяц, но все еще недостаточно регулярно, предусмотрены билеты на один или несколько дней. К таким пользователям относятся и туристы, для которых сейчас нет удобного тарифного меню. Вместо того чтобы каждый раз стоять в очередях за билетом, они смогут купить билет на несколько дней без ограничения поездок.

5. Две зоны

Санкт-Петербург + пригороды
Чтобы еще больше снизить цену на месячный проездной, стоит также разделить транспортную сеть Петербурга на две зоны: город и пригороды. Сейчас в единый билет по умолчанию включены расходы на поездки в пригороды, но не всем пассажирам нужна эта услуга. С введением зон проездные внутри одной зоны будут стоить дешевле. Практика деления транспортной сети на зоны распространена во многих странах.

Три тарифа: I зона, II зона, I+II
Мы предлагаем упростить действующую в пригородах Петербурга сложную систему зонирования и создать три тарифа: первая зона, вторая зона, обе зоны. Первая зона должна включать Петербург. Вторая — пригороды: Зеленогорск, Колпино, Красное Село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк. Когда электрички будут включены в общую систему проезда, это окажется особенно востребованным.
6. Фиксирование соотношений

Пропорциональность

Предлагаем ввести закрепленные соотношения цен на разные виды билетов — чтобы цена на разовый проезд и стоимость единого проездного на месяц росли пропорционально. С каждым повышением цен пассажирам не придется сомневаться, оптимален ли выбранный ими тариф. При этом проездные длительного действия должны всегда оставаться самыми выгодными для постоянных пользователей.
Немного цифр

Для тех, кто хочет лучше во всем разобраться
«Подорожник» становится все менее выгоден, но все более популярен — организаторы перевозок активно его рекламируют, а у пассажиров просто нет альтернативы.
Теперь еще и резко повысят цену на «Единый». Это противоречит идее перевода пассажиров на билеты длительного пользования, которая выгодна всем.
Зачем пассажирам переходить на билеты длительного пользования?
-1-
Использование эффекта сети
Пассажир не платит за пересадки, что увеличивает его мобильность.
-2-
Предсказуемость доходов
Пассажир платит фиксированную сумму в месяц, финансовые потоки стабилизируются.
-3-
Конкурентное преимущество перед маршрутками
Так как пассажир уже заплатил за месячный проездной, у него почти пропадает желание тратить лишние деньги на маршрутку.
Как в других городах

Сравним билетное меню пяти городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Будапешта, Праги и Варшавы (цены указаны в евро). Санкт-Петербург — единственный город, в котором цена на проезд наземным транспортом отличается от цены за поездку на метро, поэтому для него мы рассчитаем коэффициент от стоимости жетона, так как в месячном проездном ограничено число поездок именно на метро:
Обратите внимание на сравнение стоимостей разового проезда в наземном транспорте и метро, месячного проездного, а также коэффициент — соотношение стоимостей разового билета и месячного проездного.

* — разовый с пересадкой
** — 30 минут
*** — 20 минут
**** — на 2 зоны
За рубежом поездки не делятся по принципу «метро — не метро». То есть организаторы перевозок исходят из того, что пассажиру нужно доехать до места назначения, а на чем — это уже не столь важно.
В отличие от других городов, в Петербурге так и не были реализованы билеты на 90 минут и суточный проездной.
В сравнении с пражанами петербуржцы переплачивают за проездной в 3 с половиной раза. Причина такой тарификации — политика городских властей, стремящихся перевести пассажиров на разовый проезд.


Пример других городов еще раз доказывает, что реформы необходимы.
Мы их подготовили.
Новое тарифное меню
Новые соотношения
90 минут
90 минут
как полторы разовых поездки
1 день
1 день
как 4 разовых поездки
3 дня
3 дня
как два однодневных билета или 8 разовых поездок
7 дней
7 дней
как 14 разовых поездок
30 дней
30 дней
как 36 разовых поездок
+ 1 опция
+ 27%
+ 2 опции
+ 44%
+ 3 опции
+ 55%
только II зона
- 33%
Может быть еще дешевле
В этом исследовании мы описали пропорции для всех типов билетов, отталкиваясь от текущих расходов. Для того, чтобы снизить стоимость проезда на все билеты в целом, нужно:

  1. Ускорить общественный транспорт путем создания выделенных полос, удобных светофорных фаз и так далее;
  2. Избавиться от маршруток, часто паразитирующих на маршрутах городского общественного транспорта;
  3. Отменить большинство дублирующих маршрутов, а в оставшихся — согласовать расписание.
«Следующие шаги: полное исключение разовых билетов из тарифного меню, а также интеграция электропоездов в сеть городского общественного транспорта без дополнительных наценок. Это станет возможным после того, как пассажиры привыкнут к новой системе, а также после значительного изменения отношений с РЖД».
Арсений Афиногенов
транспортный аналитик «Городских проектов»
«Наши предложения не имеет смысла реализовывать частями — например, только повышая цены на разовые билеты и не снижая цены на месячные. Наши решения сработают только в комплексе».
Александра Солодова
организатор «Городских проектов» в Петербурге
«В данном исследовании не учитывались льготные тарифы, так как они зависят не от транспортной политики в городе, а от социальной. Мы не предлагаем менять льготы. И мы не оцениваем эффективность существующих расходов на городской транспорт. Мы знаем, что затраты можно резко снизить (а вместе с ними и все цены на проезд), но данное исследование не об этом».
Ксения Чапкевич
руководительница «Городских проектов» в Петербурге

Поддержите нас
Вы можете поддержать «Городские проекты» в Санкт-Петербурге, сделав перевод. Так вы поможете нам достичь важную цель — создать комплексное предложение по улучшению всей транспортной системы в нашем городе. Чем больше людей нас поддержат, тем больше мы сможем сделать!
10 000 рублей
10 000 рублей
На верстку и печать брошюр для чиновников — показать, как надо
30 000 рублей
30 000 рублей
На верстку и печать листовок для горожан
50 000 рублей
50 000 рублей
Сможем провести небольшую общественную кампанию, организовать лекции и круглые столы
100 000 рублей
100 000 рублей
Проведем широкое исследование и разработаем комплексное предложение по улучшению всей транспортной системы

Над проектом работали

Проектное предложение: Арсений Афиногенов
Консультировали: Владислав Булгаков, Тимофей Чуров, Алексей Панков
Текст: Арсений Афиногенов, Александра Солодова, Александр Увижев, Ксения Чапкевич
Визуализация: Ангелина Навлева, Михаил Буров, Константин Распопов, Анастасия Лемова
Дизайн и верстка: Александра Солодова, Ксения Чапкевич
Редактор текста: Варя Михайлова
Координация проекта: Александра Солодова, Ксения Чапкевич

Данные по пассажиропотокам представлены по запросу Комитетом по транспорту.
Карта с границей зонирования предоставлена блогом "Питертранспорт".


Made on
Tilda