Историческая
справка

Сегодня название «Удельная» носят железнодорожная станция Октябрьской железной дороги, станция метро, рынок, парк — как так получилось?

 

Историческая фотография дореволюционного
пожарного депо на станции «Удельная»

 

Алексей Шишкин, краевед

 

«Удельная всю свою историю была едва ли не самой необыкновенной из петербургских окраин. Развиваться она начала во многом благодаря появлению здесь „Образцовой фермы“ при Удельном земледельческом училище. Любопытно, что она имитировала условия реального аграрного хозяйства не только в средней полосе („Владимирская ферма“), но и в южной („Саратовская ферма“). Новым стимулом для развития района стал пуск железной дороги Рийхимяки — Санкт-Петербург в 1870 году. Тогда-то здесь и появился первый небольшой деревянный вокзал.

Территория вокруг станции находилась в ведении чиновников Великого Княжества Финляндского и была довольно благоустроенной. Начавшийся после прокладки рельсовой магистрали „дачный бум“ в северо-западных окрестностях столицы Российской Империи вскоре сделал Удельную

важным транспортным узлом. Она была последней остановкой перед въездом в так называемый „Дачный город“ — местность от Озерков до Парголова, застроенную тысячами небольших дач и десятками увеселительных заведений. К 1915 году стал очевиден статус Удельной уже не как загородной станции, но как полноценного городского района.

 

 

Старый вокзал, конец XIX — начало XX века

 

Здесь появляются многоквартирные „доходные“ дома, строятся и инфраструктурные объекты. В том числе по проекту Бруно Гранхольма возводится новый вокзал с буфетом, дамской комнатой, просторными залами ожидания и багажным отделением. Кроме того, в рамках второй очереди Санкт-Петербургского городского электрического трамвая была задумана в том числе и линия по нынешнему проспекту Энгельса. Революция сделала невозможной как прежнюю дачную жизнь, так и транспортное сообщение с Финляндией, что кардинально изменило вектор развития района».

Здание вокзала, построенное по проекту Бруно Гранхолма,
1915 год