Интервью
с горожанами

Мы узнали, как люди проводят здесь время и куда идут. Мы также спросили у прохожих, какие проблемы они считают в этом месте главными и что хотели бы увидеть на этой территории.

А что думают про Удельную горожане?

Наши волонтеры отмечали, как часто человек бывает на этом участке, что обычно здесь делает, как относится к торговле и с чем ассоциирует Удельную. Изучить инструкцию для волонтеров и опросник можно здесь.

Мы опросили 28 прохожих, которые часто бывают около станции метро «Удельная» — каждый день или несколько раз в день, — а значит имеют к ней прямое отношение. Взгляните на ответы. Сюда тоже. Самый популярный вид активности — поход через это место на работу или по своим делам. Территория используется для транзита, люди здесь не задерживаются.

Опрос прохожих проводился 7 июня с 17:30 до 18:30 и 9 июня с 15:00 до 17:00.

 

Интерпретация полученных результатов

Находящиеся на Удельной люди не замечают проблем общественного пространства. Не представляют, что может быть иначе. Неустроенность пространства воспринимается как данность — как климатические условия или ландшафт. Пугает уровень ксенофобии: многие реципиенты называли главной проблемой присутствие мигрантов.

 

Галина Артес,
социолог

«Территория и пространство на данный момент являются, скорее, транзитными. Здесь пролегают маршруты движения людей в другие точки района. Судя по ответам, люди задерживаются на непродолжительное время в случае ожидания кого-либо у метро. Непосредственное пребывание (прогулки) упомянули всего пара человек. Люди находятся здесь продолжительное время, только если это связано с работой. При вопросе об ассоциациях с местом у некоторых людей возникает „ступор“. Словно это пространство ни с чем не связывается у людей. Никто не смог назвать какие-то отвлеченные ассоциации, указать на связь с историческими фактами и т. п. Даже с личной историей и жизнью этих ассоциаций не было (лишь подростки упомянули в ассоциациях „детство“ и „друзей“). Остальные ответы — это констатация факта, описание того, что есть в наличии, то есть скорее описание среды, а не ассоциации и связи. При этом важно, что эти описания наличествующего состояния территории — чаще нейтральные и негативные, чем позитивные. Опять же, только у подростков позитивные ответы („детство“, „зелень“, „друзья“).

В перечень проблем включают: торговлю вообще или ее „неорганизованность“, отсутствие озеленения и благоустройства, неудовлетворительное состояние дорог, нарушение ПДД, неудобные тротуары, переходы, отсутствие какой-либо информации и навигации, отсутствие какой-либо разграниченности разных территорий, проблемы инфраструктуры и общественного транспорта, общее недовольство эстетическим состоянием территории и зданий вокруг, грязь и мусор, беспокойство по поводу криминогенной обстановки (упоминаются бомжи, наркоманы, представители других национальностей, даже звучит слово „страшно“).

Когда мы спрашивали прохожих, что нужно изменить и улучшить, многие рисовали образ, противоположный нынешнему состоянию Удельной. Люди хотят, чтобы было чисто и красиво, чтобы „не угнетало своим видом“, они просят озеленить и благоустроить район, отремонтировать здания и дороги, улучшить остановки общественного транспорта и обновить машины транспорта (например, запустить новые трамваи), убрать или хотя бы упорядочить „стихийную“ торговлю, сделать пространство более удобным для пешеходов и для автомобилистов. Некоторые респонденты отмечают, что на Удельной не хватает торговых центров, магазинов и других заведений для местных жителей, где можно „просто проводить время“, задерживаясь в этом микрорайоне, а не используя его исключительно как транзитную зону.

По первым ответам на вопрос о проблемах района, можно подумать, что люди свыклись с ужасным состоянием территории, перестали замечать чудовищную неустроенность района. Только после нескольких дополнительных вопросов они „раскачиваются” ипризнаются: им не нравится то, что вокруг. И тогда они начинают просто смотреть по сторонам, описывая пространство. Им даже почти не приходится „проблематизировать“ увиденное. „Не должно быть так, как оно есть сейчас“.

 

Само состояние среды,
судя по ответам, — уже проблема»

Интервью с торговцами

Изменение общественных пространств в нашем городе не должно происходить без изучения общественного мнения. Петербуржцы прекрасно знают свой район и его проблемы. Вот что торговцы у метро «Удельная» рассказали социологам и волонтерам «Городских проектов». Мы интервьюировали торгующих у метро бабушек и продавцов, арендующих павильоны к востоку от вокзала. Их ответы на втором листе и тут.

Галина Артес,
социолог

«Торговцы не больше задумываются о состоянии пространства, чем прохожие. Возможно, даже меньше. Что странно. Ведь именно они проводят здесь много времени. Для них это пространство не транзитное. Но торговцы не предлагают никаких путей улучшения района, в котором проводят по несколько часов в день — проблемы благоустройства их словно не задевают. Все предложения торговцев касаются не улучшения состояния территории, а проблем их деятельности (торговли, ее законности, отношений с полицией, пропуска на „барахолку“). У недовольных прослеживается и настораживает апатично-иждивенческий настрой. Например, некоторые хотели бы торговать организованно (на этом же месте или на „барахолке“), но ничего для этого не делают: не собирают единомышленников и никуда ни с какими просьбами не обращаются. Заботы о своей деятельности они ожидают от других, но не стремятся улучшить ситуацию самостоятельно».