Анализ
проблем

Сегодня территория вокруг вокзала в запустении. Выполнив свои дела, люди спешат скорее убежать отсюда. Рынок нарушает границы и захватывает все новые территории вокруг метро и вокзала. Продавцы без документов со столами овощей, старые и грязные торговые палатки, автолавки. Посреди пешеходных потоков расстелены пледы: на них грустные бабушки пытаются продать свои вещи. А ведь неорганизованная торговля — не единственная проблема района.

Направления развития

Безопасность передвижения

 

Комфорт

Социальные
вопросы

 

Визуальная привлекательность среды

Чтобы вы не заскучали, читая про ужасы Удельной, мы собрали их в бинго.
Можно его распечатать, поехать в многолюдное пространство и посмотреть, настолько ли оно заброшено, как Удельная

1. Безопасность передвижения

Неудобный железнодорожный переход

Через ж/д станцию «Удельная» периодически следует поезд «Аллегро». В этом случае ж/д переезд закрывают за 10 минут до появления поезда и не открывают минут 5 после. Каждый день проезжает по 4 состава в обоих направлениях, однако на переезде висит график, согласно которому переезд закрывается примерно 18 раз в сутки. Помимо этого существуют и обычные электропоезда, из-за которых также перекрывается движение, пусть и на меньший срок. Люди не выдерживают и начинают перебегать пути на красный свет, несмотря на дежурящих на переезде охранников (на фото).

Не хватает пешеходного перехода через Скобелевский проспект между остановкой маршруток и блошиным рынком

Сейчас на участке от Фермского шоссе до Удельного проспекта существует только один пешеходный переход через Скобелевский проспект. Он не удобен, в частности, людям, которые приехали на платформу со стороны Выборга. И тем, кто идет от блошиного рынка к остановке маршруток. Поэтому люди перебегают дорогу.

Подземный переход для пешеходов

Чтобы решить проблему с опасным пересечением путей, строится подземный переход, но это плохое решение. Подземные переходы криминогенны и неудобны для маломобильных людей.

 

Осыпаются фасады исторических зданий

Штукатурка и элементы декора зданий осыпаются, что представляет угрозу для пешеходов и пользователей помещений.

 

 

Отсутствуют велодорожки

Внутри района многие люди передвигаются на велосипеде по делам, но профильные комитеты предпочитают не замечать этого и не работают над организацией велодорожек.

 

2. Комфорт

Узкие тротуары

На тротуарах не хватает не только места для пешеходов, но и асфальта.

 

Парковка в зоне между станцией метро и вокзалом

Несколько плотно припаркованных машин мешает проходу людей, которые ежедневно перемещаются между вокзалом и станцией метро.

 

Под стекло стойки информации попала вода, карта вздулась и выцвела.

Неудовлетворительное качество дорожного покрытия

Повсюду битый асфальт. Приблизительно раз в полгода его меняют на новый, но вскоре он возвращается к статусу-кво. Когда мы проводили наблюдение, левее от входа в здание вокзала меняли асфальт. Пожилой мужчина, куривший неподалеку, увидел, как волонтеры фотографируют это, и игриво заметил: «Кладут новый, а уже напакостили — вон, видишь, стык никчемный».

 

Нет нормальной навигации

Пешеходы теряются из-за отсутствия нормальных информационных стендов и указателей — ориентироваться новичку в этом районе сложно. А система навигации абсолютно необходима, ведь это транспортная развязка — сюда каждый день приезжают тысячи иногородних людей.

 

Нет мест для сидения

Из-за отсутствия специально предназначенных для отдыха мест люди сидят на стойках велопарковок и пластиковых ограждениях. Многие ждут поезд, но присесть некуда. Скамейки не устанавливают, поскольку боятся, что на них разместят свой товар продавцы.

 

Плохой запах

Коктейль из запахов не очень свежей еды, пыли, мусора, тухлых продуктов, металла.

 

Плохая система водоотведения

После небольшого дождя на площадке перед метро скапливается вода, которая долго не уходит. Не хватает дренажных систем, предназначенных для сбора и удаления воды, а также люков ливневой канализации. Это фото сделано через несколько часов после дождя:

 

Запущенный сквер

За трамвайным кольцом расположен заброшенный сквер, который при желании легко сделать уютным и красивым. Само кольцо тонет в зарослях чертополоха.

Пути окружены забором, через который люди перелезают, протаптывая «народные тропы». Возможно, функция забора — защитить людей от трамвая, который можно не заметить из-за кустов. Но люди воспринимают забор как преграду и просто перелезают через него, протаптывая тропинки.

 

3. Социальные вопросы

Родители не считают это место безопасным для своих детей

Играющие дети — маркер безопасного пространства. Удельная, видимо, не внушает доверия родителям, и детей они сюда не приводят. Дети здесь появляются, главным образом, как пассажиры метро и вокзала. Кроме ресторана быстрого питания с детской комнатой и художественной школы, мест детского досуга в микрорайоне нет.

 

Ксенофобия (проблема «другого»)

Говоря о проблемах микрорайона, многие прохожие первым делом вспоминают мигрантов. Хотя тут же отмечают, что каких-либо конфликтов с их участием в этом районе практически не случается.

 

Люди живут на улице

На Удельной очень много бездомных людей, до которых никому из прохожих нет дела. Бабушка на фотографии ниже призналась, что остатки этого кекса нашла в урне — денег на еду нет. К этой проблеме равнодушны не только прохожие, но и социальные службы.

 

 

Старики продают свои вещи с земли

Пожилые люди продают свои вещи, раскладывая товары на картонках и тряпках прямо на тротуаре. Пешеходные зоны усеяны игрушками, одеждой, обувью, книгами и цветами, что, конечно, раздражают многих прохожих.

 

4. Визуальная привлекательность среды

Здание вокзала в неудовлетворительном состоянии

Здание вокзала, объявленное законом СПб от 05.07.1999 №174-27 памятником архитектуры местного значения, обезображено желто-фиолетовыми информационными указателями. Справа от входа поместили магазин «Стройхозтовары». Пандус для колясок установлен под таким углом, что его невозможно использовать по назначению.

Внутри — старый ремонт в стиле РЖД: слой краски осыпался, провода торчат из плинтуса.

 

Кому-то продадут

ягодки со вкусом пыли

Хаос торговли

В торговых рядах перед железной дорогой все плохо: грязь, мусор, вонь, прохудившиеся потолки и стены торговых павильонов. По словам торговцев, у помещений есть два владельца — из Москвы и Петербурга, — которые сдают эти палатки в аренду по 1000 рублей за квадратный метр. Получается, что продавцы платят примерно 20–35 тысяч рублей в месяц за торговое место. И готовы платить на 10 тысяч рублей больше, если владельцы поменяют протекающую крышу, — вода портит товар. Они также признались, что раньше рынок принадлежал другим хозяевам — другим петербуржцам, — и было намного лучше.

Ближе к вокзалу расположен рынок фермерской продукции, где льготным категориям граждан разрешено арендовать места за 10 рублей в день.

Туалетный бардак

Вокруг станции метрополитена в хаотичном порядке разбросано несколько точек разнотипных общественных туалетов. Не все из них функционируют.

 

Мусор

Мусор валяется повсюду. Урны переполнены, в них можно заметить огромные куски полиэтилена, выброшенного торговцами. Большой пункт сбора бытовых отходов, расположенный слева от входа в новое здание вокзала, ужасает.

Нет политики первых этажей

Необходимы новые регламенты размещения рекламных вывесок, оформления витрин и устройства открытых торговых точек в целом.

 

Незаконно размещенная реклама

Много рекламы на асфальте, бумажная реклама на стенах домов, информационных стойках, столбах, заборах — везде.

 

Проблема благоустройства

Элементы благоустройства у метро не справляются с задачей украсить улицу.

 

Но весь этот кошмар имеет огромный потенциал превратиться в прекрасное общественное пространство, возможно, даже стать альтернативой центру города.

Исследование социологов

Светлана Москалева

«Беспорядок множит беспорядок — это мысль, которая приходила мне в голову после наблюдения на Удельной. Теория разбитых окон в действии. Эта теория была предложена американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, которые показали, что асоциальное поведение может распространяться подобно эпидемии. Люди чаще нарушают принятые нормы, когда видят, что другие тоже так поступают. Теория нашла свое практическое применение в Нью-Йорке, когда новый мэр города, Рудольф Джулиани, стал бороться с граффити в метро, безбилетниками и уличной преступностью. Например, в нью-йоркском метро каждый день отмывали вагоны от граффити, несмотря на то, что граффитисты каждый день их рисовали. Через некоторое время те, кто рисовал, поняли, что их старания бессмысленны, и постепенно на вагонах рисовать перестали. При входе в метро полицейские отлавливали каждого безбилетника, в итоге их стало меньше. Предупреждая акты беспорядка и преступности на самом раннем этапе, мэр города добился сокращения уровня преступности в городе вдвое. Мы считаем, что эта теория применима ко многим проблемам на Удельной. Это и нелегальная торговля, и обилие рекламы, и мусор. Если государственным, городским или муниципальным уполномоченным начать более тщательно заниматься решением этих проблем, то постепенно это войдет в повседневные практики, закрепится и начнет воспроизводиться. То есть проблемы постепенно сами себя исчерпают. Надо только начать».

 

Сложно поверить, что перед нами одно из самых популярных мест Петербурга, что это старый район с богатой дореволюционной историей, памятниками архитектуры и своим шармом.