Решения

После аналитической работы, связанной с градостроительными и транспортными вопросами, стало понятно, что необходимо сделать для территории вокруг станции метро «Удельная».

Разграничить транспорт, пешеходные зоны и торговлю. Использовать подходящие дорожные покрытия — заняться асфальтировкой и мощением. Обустроить безопасный и удобный пешеходный переход через Скобелевский проспект у блошиного рынка.

Создать велосипедную инфраструктуру. Обустроить велодорожки, сделав возможным использование велосипеда в качестве транспортного средства. Оборудовать закрытые от дождя велопарковки.

 

Убрать машины с территории между метро и вокзалом, создать выделенные парковки на соседних улицах. Упорядочить схему движения транспорта. Изменить планировку дорожно-тропиночной сети.

 

Реорганизовать общественные пространства, приспособить их для всех категорий жителей. Провести косметический ремонт фасадов. Применить интеллектуальное освещение. Разместить скамейки, урны, туалеты, информационные стойки.

 

Выделить и организовать пространства для торговли. Предотвратить появление торговых точек на скамейках и в местах, где пролегают пешеходные и транспортные маршруты. Создать объединяющий и узнаваемый дизайн-код торговых мест.

 

Разработать пространство трамвайного кольца, поместить в центр архитектурную форму. Демонтировать забор, установленный поперек «народной тропы», соединяющей две части Костромского проспекта. Засеять травой трамвайные пути.

 

Реставрация зданий
и общий дизайн рекламных вывесок

Нужна политика первых этажей — очистить, отреставрировать фасады. Администрация района, совместно с архитектурными и дизайнерскими бюро, должна разработать новый регламент размещения рекламных вывесок, оформления витрин и устройства открытых торговых точек, мест для отдыха, информационных стендов и общественных туалетов. Нужно ввести единый дизайн-код для предпринимателей, размещающих рекламу: один шрифт, цветовая палитра и небольшие надписи. После этого нужно провести встречу со всеми владельцами и арендаторами зданий вокруг метро «Удельная» для знакомства.

«Зоны»: разграничение функциональных зон

Люди используют территорию для транзита и торговли, парковки машин, изредка — для отдыха. Сейчас эти активности не разведены территориально.

Их наложение друг на друга провоцирует конфликты.

Транспорт

Торговля

Потоки

Рекреационные зоны

Парковка

Жилая зона

Припаркованные между вокзалом и метро машины мешают пешеходам пройти.

А вот люди присели отдохнуть в трамвайном кольце.

 

Мы предлагаем концепцию,
в которой территория делится на 6 зон

1

2

3

Транзитная зона — территория, через которую люди идут по своим делам.

Рекреационные зоны — общее пространство, в котором жители окрестных домов будут отдыхать, а пассажиры — ждать электричку.

Торговые зоны, где покупают и продают все на свете.

4

5

6

Транспортная сеть — пространство для перемещения людей на поездах, автобусах, трамвае, велосипедах и автомобилях.

Парковка — карманы для машин.

Пространство жилых домов.

«Транспорт»: организация транспортного узла

Подземный переход

В настоящее время ведется строительство пешеходного подземного тоннеля под ж\д путями. Вызывает сомнение, что он будет удобен для маломобильных граждан. Наш источник в городской администрации, пожелавший остаться неназванным, сообщает, что существуют планы закрыть ж\д переезд для пешеходного и автомобильного сообщения после строительства пешеходного тоннеля и Поклонногорского путепровода. Если это произойдет, строящийся тоннель останется единственной связью через ж\д пути для пешеходов.

Это плохо по двум причинам:

1) пешеходов нельзя загонять под землю;

2) подземные переходы криминогенны.

Подземный переход должен стать не заменой, но альтернативой наземному: наземный переход нужно сохранить, перекрывая его лишь на время проезда поездов. Так у людей сохранится возможность переходить через железную дорогу во время проезда скоростного проезда и электричек.

Другим вариантом решения могло бы стать «закапывание» станции и железнодорожных путей под землю, хотя это довольно дорого.

 

Велосипедная инфраструктура

Велодорожки

Вдоль проезжей части улиц Елецкая, Енотаевская и Удельного проспекта необходимо проложить велодорожку, отделенную от машин техническим бульваром (ширина — 80 см). С другой стороны нужно расположить тротуар — достаточно широкий, чтобы можно было пройти с коляской (120 см). Дорожка должна быть хорошо освещена в вечернее и ночное время.

Велопарковки

Необходимо сделать велосипедные парковки у станции метро. Они должны быть защищены от дождя и оборудованы сигнализацией.

 

 

Трамвай и трамвайное кольцо

Как бы нам ни хотелось перенести трамвайную остановку поближе к метро, решив тем самым проблемы с «народной тропой» в трамвайном кольце, устранив пересечения торговой и транспортной зон и сократив путь между остановкой и метро, сделать это не получится. Остановки должны располагаться на прямых участках пути с кривым радиусом не меньше 100 м, а на кольце он около 30 м.

Зато никто не может запретить обвитые растениями остановки общественного транспорта:

Чтобы трамвайные пути выглядели красиво, их можно засадить травой:

«Торговля»: организация пространств
для торговли

На Удельной продается практически все, но новичку без подсказки найти нужный товар не так просто. Решая проблему плохого информирования, «Городские проекты» составили точную карту всех товаров и услуг — теперь вы знаете, что и где искать по пути на вокзал.

продукты, фрукты, овощи, сухофрукты, мясо, полуфабрикаты, колбасы, рыба, морепродукты, молочная продукция, фермерские продукты, мед, хлеб, кондитерские изделия,чай,кофе, алкоголь, табак,

одежда женская, мужская, трикотаж, кожгалантерея, обувь, аксессуары, бижутерия, ювелирные украшения

хозтовары, посуда, инструменты, стройматериалы, комиссионный магазин, мебель, товары для рыбалки

ремонт обуви, часов

швейное ателье, ткани, фурнитура, домашний текстиль, товары для рукоделия

парикмахерская, салон красоты, солярий, стоматология

турфирма

книги, канцтовары

 

аптека, оптика, ортопедический салон

бистро,кафе, кондитерская, бар, ресторан, пивная, рюмочная, паб

фотосалон, видеосалон, сервисный центр, ремонт компьютеров, телефонов

цветы, подарки

салон связи

банк, банкомат, страхование, платежный терминал, денежные переводы, микрофинансовая организация, ломбард

зоотовары

автотовары

косметика

К сожалению, сейчас торговля не организована должным образом, что вызывает отторжение у людей и мешает им нормально перемещаться. Нам удалось увидеть 4 типа торговли: бабушки продают товары с земли, торговцы овощами и растениями стоят с лотками, продавцы одежды арендуют павильоны, сетевые магазины и закусочные открывают киоски. Можно попробовать упорядочить хаос, организовав торговлю в конструкциях 4-х типов:

1. Торговые стойки, которые можно арендовать

Торговля у метро нелегальная и неопрятная. Но прежде чем раздражаться, попробуйте разобраться в проблеме. На «унизительное» (по их словам) занятие пожилых людей толкает нищета — пенсии не хватает денег даже на еду. Как решить проблему? Во-первых, легализовать торговлю для льготных категорий граждан вблизи пешеходных потоков. Во-вторых, сделать ее приятной визуально. К примеру, переместить на торговые стойки на колесиках. 50 рублей в день — сумма, которую бабушки готовы платить за ее аренду. Сооружение этой стойки обойдется в 5000 рублей. Здесь можно посмотреть расчет стоимости.

2. Открытые беседки рынка фермерской продукции

Пространство внутри существующих деревянных беседок сейчас не используется — продавцы не хранят там вещи, а товар выставляют на ящики перед беседкой. Многоуровневая конструкция вмещает тот же объем товара, но занимает значительно меньше места.

3. Павильоны для торговли одеждой

Хорошая крыша, освещение и больше поверхностей для размещения товаров.

 

4. Киоски для сетевых магазинов

Внешний вид киосков должен перекликаться с дизайном других торговых конструкций.

«Рекреационные зоны»: организация зон досуга

Территория между вокзалом и метро

На привокзальной территории пролегают пешеходные потоки — между станциями вокзала, метро и железнодорожным переходом. Наш проект развития этого пространства учитывает сложившееся поведение людей и функцию территории. Зеленые насаждения должны разделить потоки пассажиров. Плотно посаженная рожь не позволит торговцам разместиться на этих участках. Здание вокзала очистится от вывесок, на тротуар аккуратно ляжет плитка. Урны, пологий пандус и люк ливневой канализации сделают пространство чистым и удобным. И никакой парковки или торговли! Деревянные скамейки для отдыха можно оснастить Wi-Fi-роутером, чтобы пассажиры не скучали в ожидании поезда. Обратите внимание на обтекаемую форму скамеек — разместить на них вещи для торговли будет проблематично.

Сейчас в центре участка расположен большой столб с четырьмя прожекторами. Предлагаем демонтировать эту конструкцию и сделать в этом месте несколько источников освещения — не таких ярких и раздражающих.

К сожалению, невозможно уместить на визуализации все желаемые перемены, но пусть фантазия позволит вам представить инфостенд с указателями (на два здания вокзала, метро, парк и блошиный рынок), а также стильный туалет — первая необходимость транспортного узла.

2. Территория между станцией метро и трамвайным кольцом

За вестибюлем метро растет чудом сохранившийся дуб, вокруг которого часто стоят и кого-то ждут люди, играют дети. Здание метро отделано потерявшей вид облицовкой из известняка.

Мы предлагаем руководству метрополитена произвести косметический ремонт — очистить и восстановить облицовку фасада, а еще добавить деревянный настил на выступах, где часто сидят люди. Дуб можно заключить в круговую скамью. Необходимо благоустроить рекреационную зону между станцией метро и трамвайным кольцом. Там, где не пролегают потоки людей, можно разместить качели и зеленые зоны. А еще везде непременно должны стоять баки для раздельного сбора мусора.

На этой городской площадке смогут встречаться, знакомиться и общаться жители района.

Теория удовольствия

 

Триумфальная площадь,
фото Ильи Варламова

Обратите внимание на качели, рассчитанные на взрослых.

Чтобы пространство вокруг «Удельной» из кошмарного стало дружелюбным, дополним его позитивными элементами. Это действенный стимул для того, чтобы привлечь людей к решению проблем места. Как, например, мотивировать людей выбрасывать мусор в урну? Команда The Fun Theory разместила в обычной урне устройство, воспроизводящее звук падения предмета на большую глубину. В день она собрала более 70 кг мусора!

В отличие от чиновников, считающих, что людей нужно перевоспитывать ограничениями, мы утверждаем, что людей нужно соблазнять удовольствиями. Именно радость поможет побудить людей заботиться о том, что их окружает. Нелюбимое занятие может стать приятным, если сделать его интересным.

Трамвайное кольцо

Когда нет солнца, на Удельной уныло, серо и скучно. Чтобы разрушить это состояние, нужно вовсю использовать юмор и шуточные образы. Пусть в центре трамвайного кольца будет архитектурная форма, изображающая веселую парящую женщину в ярких одеждах. Здесь и отсылка к модникам блошиных рынков, и пигмент в зимнее время.

Это очень простые решения, реализация которых обойдется недорого.

Сквер

В сквере, образованном зоной вокруг вентиляционной вытяжки метро, исключено капитальное строительство. Сейчас здесь нет ни зон отдыха, ни возможностей для сколько-нибудь интересного досуга. А еще здесь полностью отсутствует освещение (если не считать фары проезжающих мимо автомобилей).

Мы предлагаем разместить здесь скамейки и зоны отдыха. Например, шахматные столы. Их необходимо оснастить подсветкой и поставить несколько отдельно стоящих фонарей. Здесь целесообразно использовать технологию интеллектуального освещения, а фонари можно приглушать в те периоды, когда через сквер проходит наименьшее число людей.

 

Ксенофобия: проблема «другого»

Галина Артес,
социолог

«В разговоре о проблемах люди так или иначе говорили о том, что можно обозначить как проблему „другого“. Им не нравятся представители других национальностей, их пугают бездомные люди, живущие около метро. К сожалению, мы не можем предложить быстрое решение такой глобальной проблемы. Но проект предполагает общее улучшение ситуации, увеличение уровня комфорта, благоустройства и безопасности в этом месте. Выполнение этой задачи должно привести и к улучшению социального климата в целом, к снижению напряженности: люди будут настроены более позитивно, почувствуют себя в безопасности — и проблема „другого“ начнет постепенно сглаживаться. Но, конечно, подобные проблемы крайне сложны и требуют комплексного масштабного решения с привлечением программ, средств и прочих ресурсов на самых разных уровнях. Начиная с федерального».

Мы искренне надеемся, что предложенная концепция понравится жителям района и привлечет сюда больше доброжелательных гостей. Мы хотим, чтобы это место открыло людям свой потенциал — его история ничуть не менее любопытна, чем у центра города. Район Удельной может быть гораздо уютнее, дружелюбнее, интереснее. Мы мечтаем сделать этот район идеальным, поэтому уделяем внимание всем деталям.

Проект подготовлен при поддержке кандидатов в депутаты Законодательного собрания
Санкт-Петербурга

Даниил Кен

Источники

«Топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга», 2003 год

Справочник А. Г. Владимировича и А. Д. Ерофеева «Лесной, Удельная, Сосновка. Прогулки по округу», 2007 год

thefuntheory.com

www.wykop.pl

www.flickr.com

www.smashingmagazine.com

www.revistadecor.com.br

Стикеры «Чайка Джо» Юлии Харцызовой

Наталья Грязневич

Над проектом работали

Ксения Чапкевич
руководитель проекта

Галина Артес, Светлана Москалева, Александр Бертов
натурные и социологические исследования

Зоя Григорьева, Анна Макарова, Елена Стрельникова
опрос горожан

Евгений Курышев, Тимофей Чуров
транспортные решения

Анастасия Султанова
консультации по юридическим вопросам

Валерия Толкачева, Никита Искусов, Анастасия Попова, Варвара Лымарь, Марина Рейнберг
архитектурное предложение

Алексей Шишкин
историческая справка

Елена Стрельникова, Всеволод Чугреев, Григорий Стерлинг
иллюстрации

Влад Малышко, Мария Разжавина
визуализация проектного предложения

Анастасия Кулакова, Валерия Толкачева,
Светлана Москалева

фотосъемка

Андрей Чащев
дизайн торговых точек

Женя Софронов
дизайн карт

Евгений Решётнев
верстка и дизайн исследования

Анастасия Лемова
иконки, карикатуры

Варя Михайлова
редактор

 

 

Городские проекты
Ильи Варламова и Максима Каца
в Санкт-Петербурге