Вариант схемы в формате PDF (193 КБ).
Вариант схемы на сайте в формате PNG (3,1 МБ).
В ноябре—декабре 2012 года в рамках «Городских проектов» был объявлен конкурс на создание схемы Московского метрополитена взамен существующей.
Я не смог отказать себе в удовольствии поучаствовать, особенно учитывая, что у меня появился шанс сравнить свою работу с работой профессионалов.
Опыт в создании карты Московского метрополитена и давний интерес к метро в частности и дизайну схем вообще позволил мне не тратить много времени на изучение контекста проблемы и сразу перейти к разработке, тем более, что времени на всё было очень немного.
Здесь я рассказываю об итоговой версии от 22 декабря 2012, отправленной на конкурс. На ней ещё строящиеся Алма-Атинская и Пятницкое шоссе и множество косяков, которые на сегодняшний день я уже нашёл и исправил.
Серьёзной информационной нагрузкой для схемы стали автобусные маршруты, которые нужно было сочетать с линиями Аэроэкспресса. Если уж эти маршруты действительно важны для города, они изображены линиями с аналогичным обозначением для остановок: засечка — обычная остановка, кружок — пересадка на станцию метрополитена. Каждый автобусный маршрут отмечен пиктограммой автобуса, а линия Аэроэкспресса подписана, чтобы для расшифровки этих особых типов линий не приходилось лезть в легенду.
Одним из первых вопросов было — стоит ли избавляться от «налезания» подписей на линии. Первые же эксперименты показали, что в этом случае приходится либо жертвовать размером шрифта (что для меня было одним из приоритетов), либо нелогичным образом изгибать линии. Поскольку ни один из этих вариантов приемлемым не был, я остановился на том, что этих ситуаций нужно стараться избегать, но не в ущерб остальным элементам. В итоге число пересечений примерно вдвое меньше, чем на официальных схемах.
Москва-река и Яуза, как и все линии на схеме параллельны линиям сетки в 90° и 45°, что добавляет цельности схеме.
Для особых обозначений на схеме я взял некоторые на мой взгляд самые распространённые обозначения. Некоторые из них пришлось значительно упростить.
Все основные обозначения вынесены в легенду. По условиям конкурса, для каждой транспортной системы должен быть отображён её логотип.
Тяжело было согласиться с организаторами конкурса по поводу указания названия вокзалов. Дело в том, что это одно из немногих очень логичных деталей Московского метро — рядом с каждым вокзалом расположена одноимённая станция. Исключение — Комсомольская. Здесь действительно необходимо указать, что рядом со станцией располагаются сразу три вокзала.
Но на мой прямой вопрос, нужно ли указывать, что рядом со станцией Киевская находится Киевский вокзал, рядом с Курской — Курский и т. д., или можно обойтись только значком вокзала, последовал прямой ответ — нет, нужно подписывать. Okay.
Перевод на английский язык и транслитерация имён собственных сделана шрифтом меньшего размера (10 против 13 пунктов) и с 50-процентной прозрачностью. Такое решение было принято исключительно чтобы удовлетворить условиям конкурса. Очень надеюсь, что в скором времени метрополитен перейдёт на использование кодов станций на схемах и указателях и будет размещать отдельные полностью транслитерированные схемы на станциях.
Основные трудности возникли после того, как я показал промежуточную версию схемы своим друзьям. Основные претензии предъявлялись к обозначению переходов, которое многим показалось неочевидным и путающим.
Хотя я и считал варианты (1) и (2) небольшим своим изобретением, которое делает схему чище, не создавая лишних утяжеляющих конструкций, под давлением мнения потенциальных пользователей схемы пришлось рассмотреть ещё много вариантов.
Отдельным вопросом была топология узла «Александровский сад и т. д.» В комментариях к промежуточному варианту я был моментально уличён в неуказании на схеме того факта, что переход между Александровским садом и Боровицкой осуществляется всегда через третью станцию. Причина, по которой об этом сразу же вспомнили ясна — для этого на существующую и предыдущую схемы метро были нанесены специальные обозначения (весьма тяжёлые на мой взгляд). При этом, как и можно было ожидать, никто не вспомнил про кроссплатформенные пересадки на Китай-городе и Третьяковской, как и про то, что на Парке Победы сегодня две платформы, на каждой из которых работают только одни пути. Таким образом, вопрос сводится не к одному узлу. Альтернатива в следующем: либо указывать все особенности топологии переходов на схеме, что позволит правильным образом сориентироваться пассажиру на станции, либо абстрагироваться от этих особенностей в пользу удобства прокладывания маршрута и облегчения схемы, полагаясь на указатели на станциях, которые в любом случае доведут человека до пункта назначения.
Нельзя сказать, чтобы окончательно выбранный мной вариант (4) полностью меня удовлетворил — скорее, это был выбор меньшего из зол — но времени на эксперименты оставалось немного. На мой взгляд, этот вариант всё же утяжеляет схему, но зато визуально «утверждает» наличие переходов.
В итоге, схема получилась именно такой, как я её себе видел — с достаточно крупным размером шрифта, аккуратными изгибами линий и минимумом информационного шума.