Американские исследователи считают, что правильный дизайн избирательных участков поможет избежать ошибок при заполнении бюллетеня и повысит явку на выборах.
В Америке дизайн избирательных участков и их расположение разнятся от штата к штату. Их могут оборудовать в библиотеках, общественных центрах и даже в супермаркетах. Единых правил, относительно того, как все должно быть устроено на избирательном участке, тоже нет. Между тем, новое исследование учёных из Университета Райса показывает, что внешний вид избирательных участков играет огромную роль. Вплоть до того, что некоторые избиратели могут вообще отказаться от участия в голосовании или проголосовать не так, как хотели — по ошибке.
Можно сравнить избирательные участки с банкоматами или остановками общественного транспорта — если они плохо спроектированы, неудобны, непонятно устроены и так далее, люди не захотят ими пользоваться. Но есть и разница: люди не могут выбрать участок по своему усмотрению — они должны голосовать, в зависимости от места жительства. Клаудиа Айсман и Фил Кортум из Университета Райса называют эту ситуацию «все или ничего» — если участок плохо спроектирован, люди просто не станут голосовать. Поэтому они решили составить рекомендации, которые заполнят имеющийся сейчас пробел в официальных документах.
Для начала учёные решили выяснить, какая планировка избирательного участка больше нравится людям. Они показали трёхмерные визуализации разных избирательных участков 35 студентам университета и попросили их поделиться своими впечатлениями. На визуализациях были показаны разные варианты расположения урн для голосования: в два ряда лицом друг к другу, в один ряд лицом к глухой стене, в один ряд лицом ко входу в помещение. Варьировалось также расстояние между урнами (от 75 до 0 см) и наличие или отсутствие перегородок между ними. Ученые решили, что использование визуализаций даст более объективные результаты, чем реальные помещения, где на впечатления испытуемых могут влиять другие, неимеющие отношения к делу детали.
Полученные Айсман и Кортум данные однозначно говорят о том, что людям больше нравятся участки, где урны для голосования удалены друг от друга и при этом стоят в один ряд, развёрнутый лицом ко входу. Выяснилось также, что самым непопулярным оказался вариант с двумя урнами, установленными друг напротив друга. У исследователей есть этому несколько объяснений. Самое очевидное: популярный вариант дизайна обеспечивает максимальную приватность — дистанция между урнами, наличие барьера и поворот лицом к двери дают ощущение, что никто не будет заглядывать в той бюллетень через плечо. Другое возможное объяснение в том, что, по мнению людей, такой дизайн делает процедуру простой и понятной, исключая ошибки и заминки. Можно также предположить, что людям это вариант понравился эстетически, и они сделали для себя вывод, что коль скоро кто-то позаботился о дизайне участка, то и вся система работает отлично. (Разумеется, в реальной жизни есть другие факторы, которые в этом исследовании не были учтены — такие как отсутствие толкучки, транспортная доступность участка, а также дизайн самих урн).
Важно отметить, что результаты показывают уровень ожидания, а не впечатления от реального использования. И, как говорят исследователи, это только начало пути. «Сперва надо было понять в принципе — играет ли дизайн какую-то роль, — объясняет Кортум. — Выяснилось, что играет, значит, надо исследовать этот вопрос дальше». Профессор Школы информации Университета Техаса Эндрю Диллон с ним согласен: «У нас есть много свидетельств того, что люди допускали ошибки при заполнении бюллетеней и случайно опускали в урну недействительные бюллетени. Если окажется, что кто-то не сумел воспользоваться своим гражданским правом из-за неудачного дизайна, нам нужно реорганизовать участки так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в справедливости системы».
Именно к этому стремятся и Айсман с Кортумом, которые намерены продолжить исследование и на его базе создать рекомендации, которыми смогут пользоваться официальные лица. Все будет максимально подробно — вплоть до того, что люди, ответственные за организацию избирательных участков получат на руки перечень требований, которые должны быть учтены. «Я не утверждаю, что мы сделаем участки идеальными, — говорит Айсман. — Но мы должны сделать так, чтобы люди, придя на участок, чувствовали, что у них не возникнет проблем. И главное — они не должны уйти с участка с чувством, что никогда больше сюда не вернутся».
Перевела с английского Анастасия Ромашкевич
Если вам понравилась статья, мы переведём ещё