Как суперкварталы изменят Барселону

June 17, 2017

Власти Барселоны считают, что уровень шума и загазованности в городе превысили все допустимые нормы, и планируют сократить автомобильный трафик на 21%. Побочным эффектом этого плана станет появление новых общественных пространств — 60% городской территории, которую сейчас занимают машины, отдадут людям. В центре этой концепции лежат так называемые суперкварталы, внутри которых проезд машин будет запрещён. Реализация плана начнётся с района Эшампле, построенного в конце XIX века по проекту Идельфонса Серда, который хотел превратить эту местность в город-сад с регулярной сеткой улиц и садами в центре каждого квартала. Однако теперь эти улицы заполонил транспорт.

По некоторым данным, загрязнение воздуха является причиной 3 500 преждевременных смертей в Барселоне и ее ближайших пригородах (на этой территории живет 3,5 млн человек), а также наносит урон дикой природе и сельскому хозяйству. Город и его пригороды до никак не могут довести качество воздуха до стандартов ЕС.

Врачи считают, что соблюдение общеевропейских норм по содержанию оксида азота спасло бы 1200 человек в год, что означало бы повышение ожидаемой продолжительности жизни на 5 месяцев. Добавьте к этому 18 700 приступов астмы ежегодно, 12 100 случаев бронхита и 600 госпитализаций в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и станет ясно, насколько остро стоит эта проблема. При этом транспорт является главной причиной загрязнения окружающей среды, а 61% горожан вынужден терпеть шум, который превышает допустимые нормы.

Городской совет также недоволен статистикой ДТП (9 095 аварий, включая 27 с летальным исходом, в 2016 году), сидячим образом жизни горожан (каждый пятый ребенок в Барселоне имеет лишний вес) и дефицитом зеленых насаждений. На каждого жителя приходится 6,6 кв. м зелени, хотя ВОЗ рекомендует поддерживать этот показатель на уровне 9 кв.м, а в Лондоне он составляет 27 кв.м.

План реорганизации городского пространства предполагает создание суперкварталов путём реорганизации дорожного движения и изменения автобусных маршрутов. В случае Эшампле суперкварталы будут состоять из девяти обычных кварталов. Легковые машины, скутеры, грузовики и автобусы смогут передвигаться только по их периметру. Внутрь будут пропускать только транспорт местных жителей и работающих там компаний. Причём скорость машин ограничат до 10 км/ч (в остальной части города она составляет 50 км/ч, реже — 30 км/ч).

Авторы проекта рассчитывают, что за два года трафик сократится на 21%, и люди станут чаще ходить пешком и ездить на велосипеде. Тем более, что созданием суперкварталов дело не ограничится — в городе построят 300 км велодорожек (пока их только 100 км), а маршруты автобусов изменят так, чтобы каждый барселонец оказался не далее 300 метров от ближайшей остановки. Время ожидания общественного транспорта в среднем составит не больше пяти минут (сейчас ждать автобуса в среднем приходится 14 минут). В 95% случаев проехать из пункта А в пункт Б можно будет не более, чем с одной пересадкой.

Если все пойдёт по плану, 13,8 млн кв.м, которые сейчас занимают машины, вернутся людям. Дело в том, что хотя на частные автомобили приходится не больше 20% всех поездок, они занимают 60% площади дорог. “Мы должны отвоевать улицы у машин”, — говорит советник по экологии, урбанизму и мобильности Джанет Санц. В прошлом году, когда отмечался столетний юбилей основательницы нового урбанизма Джейн Джекобс, Санц заявила: “Она предлагала вернуть улицы местным жителям. Сегодня именно это мы и делаем”.

«Этот план — квинтэссенция городской экологии, — считает Санц. — Мы хотим, чтобы Барселона была городом для жизни. Мы живём в Средиземноморье, где люди всегда проводили много времени на улице, поэтому улицы должны стать нашим втором домом, продолжением наших квартир. Общественные пространства должны стать тем местом, где люди приятно проводят время, где много зелени, где живет история и кипит жизнь».

Добиваться нужного эффекта будут методом тактического урбанизма, предполагающим возможность проб и ошибок. На эти цели выделено 10 млн евро.

Идея создания суперкварталов возникла ещё в 1987 году, а на практике ее опробовали в 2003 году в районе Грасия. В некоторых районах города также проводили дни без автомобиля. Все это послужила своего рода экспериментальной базой, которая позволила перейти к осуществлению изменений на постоянной основе.

Один из авторов проекта Салвадор Руэда считает, что они продолжают дело Идельфонса Серы. Размеры будущих суперкварталов составят 400 x 400 метров, а число их жителей будет варьироваться в промежутке 5-6 тысяч жителей. «Это население небольшого города, — замечает Руэда. — представляете, сколько возможностей открывается перед нами». Перекрёстки в Эшампле имеют размер, сопоставимый с площадью Грасиа, а всего в результате реконструкции от машин освободится 160 таких перекрёстков. «Я уже мечтаю поставить на одном из них летний надувной бассейн», — смеётся Руэда.

Источник

Перевела Анастасия Ромашкевич

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему