Давайте делать улицы, привлекающие людей!

August 6, 2018

В Ванкувере хорошо знают, что делать с улицами (как минимум, по североамериканским стандартам). Несколько десятилетий, и в особенности после принятия Транспортного плана в 1997 году, планировщики города и инженеры-транспортники понимают, что улицы существуют не только для автомобилей — по ним ходят люди.

Учитывая решения Ванкувера по землепользованию и нарочитую передачу приоритета пешеходам, велосипедистам и пользователям общественного транспорта, передвижение по улицам всё больше означает активное перемещение «человеческими силами». Учитывая, что такие перемещения занимают меньше места и дешевле для общества, люди гораздо эффективнее передвигаются по нашим улицам, чем по спроектированным для автомобилей — и нашим инженерам-транспортникам это безумно нравится.

Но вот в чём дело — улицы существуют не только для перемещения людей. В Транспортном плане до 2040 года, одним из разработчиков которого я был, пока не покинул мэрию, нашей целью было новое мышление — улицы для людей, на которых можно наслаждаться, а не просто передвигаться.

Видите ли, ещё несколько лет назад, мои великолепные коллеги из Департамента транспортного планирования всё ещё склонялись к тому, что главное в улицах — способность перемещать людей, хоть это и гораздо более сбалансированное, здоровое и низкозатратное перемещение (и как их за это винить — они же транспортники); а также то, что можно посчитать (в конце концов, большинство из них — инженеры). Концепцию создания места, где людям хотелось бы остановиться и наслаждаться улицей, а не перемещаться по ней, сложнее подсчитать, и поэтому сложнее осмыслить как успех.

Самое страшная проблема, которая выявилась, — веранды ресторанов и кафе на загруженных пешеходных улицах. Такие веранды — отличный способ превратить улицы, в места, где задерживаются люди, но если ваш приоритет — перемещение людей по не очень широким тротуарам, веранды могут стать препятствием.

Но когда улицы рассматриваются как места для людей, то, что замедляет пешеходов может быть как раз тем, что делает улицы замечательными. Веранды, фудтраки, привлекательные кресла, уличные музыканты или просто активные витрины, притягивающие людей делают улицу «прилипчивой». И я сейчас не про жвачку на тротуаре! Улицу можно назвать «прилипчивой», если, проходя по ней, вы постоянно замедляетесь, останавливаетесь и задерживаетесь, чтобы насладиться общественной жизнью вокруг вас.

«Отличные места изначально привлекательны и “прилипчивы”, когда вы приходите туда. Место привлекательно, если оно нравится людям и они не хотят его покидать». Брент Тодериан


Во-первых, такой успех может нервировать инженеров — можно ли его сосчитать? А смоделировать?

Как планировщик городов я люблю цитату «не всё, что учитывается, можно сосчитать». Однако для тех, кто любит считать, существуют методики, по которым можно оценить и измерить время, которое люди проводят в каком-то месте или на улице. На этой теме специализируется одна из моих любимых книг «Как изучать городскую жизнь» моего друга и наставника Яна Гейла в соавторстве с Бригиттой Сварре. Очень её рекомендую.

В книге говорится: «Начнём с вопроса, что же является базовым для изучения городской жизни. В целом, посчитать можно всё, но чаще всего регистрируется то, сколько людей перемещается (поток пешеходов) и как много людей остаются на месте (стационарная активность)».

Другими словами, одна из главных ценностей, измеряемых на улице, — как долго на ней задерживаются люди. Один из самых запоминающихся советов, которые мне как-то дал Ян: количество людей в общественном месте можно удвоить или удваивая количество приходящих туда (это может быть затруднительно, учитывая, что нужно привлечь их внимание, а затем обеспечить их транспортом/парковкой и прочим необходимым), ИЛИ удваивая время, которое люди там проводят. Это проще (ну, должно быть, если лучше понимать, как создаются общественные пространства) — нужно просто сделать место, где люди заходят остаться подольше. Задача — убедить людей задержаться в месте, куда им хочется прийти.

Вот в чём идея «прилипчивых» улиц. Может быть сложно преодолеть улицу не из-за каких-то преград или потому что они специально создаются, чтобы вы в них потерялись, как в торговом центре, а потому что на них столько возможностей для участия в общественной жизни! Возможности заманивают вас остановиться, посмотреть, улыбнуться, насладиться и, возможно, участвовать — быть частью происходящего.

Мы, урбанисты, тратим много усилий на продвижение концепта городов для пешеходов. Мы думаем, что отличные улицы должны быть одновременно удобными для пешеходов И привлекательными. На самом деле, эти два понятия синергетичны, поскольку мало что делает прогулки безопасней и приятней, чем прогулки по улицам, где другие люди сидят и наслаждаются — даже если вы случайно проходите мимо. Даже если вы не останавливаетесь, прогулки становятся лучше.

Итак, что делает улицу привлекательной? Прекрасная торговая улица, где каждый магазин чем-то привлекает глаз. Окна с чем-то интересным и активным внутри, их ещё иногда называют «уличный театр». Оживлённые веранды, где можно наблюдать за людьми (и не забывайте, даже в городах, где холодно, вроде Копенгагена, веранды не сезонны — можно попробовать настилы!). Много мест, где можно посидеть и такие возможности поесть, как, например, фудтраки и фургоны с едой. Правильное соотношение солнца, тени, защиты от ветра, воды (особенно для создания «белого шума» на улицах) и микроклимат, созданный для особого местного контекста. Такие вещи, на которые можно смотреть и с которыми можно взаимодействовать, например, общественное искусство (лучше, если интерактивное).

Это может сработать, но нельзя забывать о трёх вещах:

Во-первых, самое интересное для людей — смотреть на других людей.

Во-вторых, меньше всего привлекают внимание людей пустые стены, как изначально спроектированные, так и просто с заблокированными окнами с «картинками из жизни» или нагромождениями туалетной бумаги (да, аптеки, я к вам обращаюсь). Можно назвать это «тефлоновыми улицами». Их нельзя допускать.

В-третьих, помните, не каждая улица должна привлекать так, как другие. Выберите улицы, на которые будет сделан особый упор, но каждая улица в любом случае должна быть удобной для пешеходов и приятной глазу.

Неудивительно, что эти факторы привлекательных улиц такие же, как и у привлекательных мест и площадей, как показали исследования Уильяма Уайта и его последователей в Проекте за общественные места (Project for Public Spaces, PPS). В конце концов, улицы — это всего лишь общественные пространства, коих много в городе.

«В хороших городах знают, что по улицам не только ездят машины, но и ходят люди. В отличных городах знают, что улицы — места, где гуляют и наслаждаются жизнью, а не только перемещаются». Брент Тодериан

Поэтому вам, градостроителям и планировщикам, да и вообще архитекторам любого места, в диалоге с транспортниками необходимо развивать мнение о роли улиц в умном строительстве городов и помнить: В хороших городах знают, что по улицам не только ездят машины, но и ходят люди. В отличных городах знают, что улицы — места, где гуляют и наслаждаются жизнью.


Оригинал поста. Перевел с английского Михаил Чижов.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему