Меньше машин — больше посетителей кафе

May 13, 2021

Опустевшие с началом пандемии улицы городов поначалу были зловещим символом: в мире творится что-то не то. Но затем десятки городов сделали некоторые такие улицы пешеходными, ограничив на них движение автомобилей. Получился примером того, как легко можно изменить предназначение городского пространства ради мобильности и игр, и как быстро люди могут оживить улицы, если убрать оттуда машины.

A barricaded street in the Chelsea neighborhood of Manhattan during the early phase of the coronavirus pandemic in May 2020. One year later, the long-term fate of Covid-era traffic restrictions is uncertain in many U.S. cities. Перекрытая улица на Манхэттене во время ранней фазы пандемии коронавируса в мае 2020 года. Фото: Dia Dipasupil/Getty Images North America

Теперь чиновники оценивают, стоит ли делать постоянными меры, которые считались временными. Из 43 городов-членов Национальной ассоциации транспортных чиновников (NACTO, их книгу «Проектирование городских улиц» в нашем переводе можно купить тут) 22 планируют оставить изменения, ещё 16 — раздумывают над этим.

Однако перепроектирование улиц в пользу пешеходов зачастую сталкивается с сопротивлением со стороны владельцев бизнеса, которым кажется, что они потеряют доходы, если водителям будет неудобно. Однако проведённый сервисом Yelp анализ показал, как всё происходит на самом деле.

Аналитики рассмотрели рестораны «Маленькой Италии» в Бостоне, Мишн-дистрикт в Сан-Франциско, Вест Фултон Маркет в Чикаго, 8-ю улицу в центре Бойсе и бульвар Сан-Фернандо в Бербанке — во всех этих местах в 2020-м запретили проезд автомобилей. Они измерили разницу между долей потребительского интереса в ресторанах каждого из этих мест по сравнению с ресторанами всего города. За точку отсчёта взяли условную дату начала пандемии в США — 15 марта 2020 года, когда ни об одной из программ даже не задумывались. На графике ниже показана разница в заинтересованности потребителей (количество просмотров, фотографий и отзывов на рестораны в сервисе Yelp) на отданных пешеходам и велосипедистам улицах и в остальном городе.

Так, например, Валенсия-стрит в Сан-Франциско была частично закрыта для автомобилей по ночам 4 дня в неделю с июля по декабрь 2020-го. В эти дни доля интереса потребителей в кафе и ресторанах на Валенсия-стрит по сравнению с началом пандемии вырастала на 18%. Более того, эта мера посодействовала в целом увеличению потребительского интереса — даже в дни, когда улицу для автомобилей не закрывали, рестораны на Валенсия-стрит становились на 17% популярнее, чем в остальном городе.

Но есть и нюанс. В Yelp рассматривали только кафе и рестораны, а пользователи портала — скорее молодёжь с высоким уровнем образования, более обеспеченная, чем в среднем по США, — так что показатели не отражают всю потребительскую активность. Также на результаты могли повлиять другие ковидные факторы вроде доступности столиков на улицах, утверждает Дженни Лю, профессор Портлендского государственного университета, чья область научных интересов включает транспортную экономику.

Впрочем, идея о том, что удобные для пешеходов и велосипедистов улицы положительно отражаются на бизнесе не нова и уже находила подтверждения. Та же Лю в прошлом апреле опубликовала исследование того, как улучшение условий для пешеходов и велосипедистов на 14 улицах в 6 американских городах повлияло на экономику. Вопреки часто высказываемым опасениям владельцев магазинов, что если убрать парковку — никто к ним не придёт, Лю выявила положительный (иногда всё же нулевой, но никак не отрицательный) эффект как на количество продаж, так и на уровень трудоустройства — и особенно чётко это прослеживалось в ресторанной сфере. По словам Лю, «такая инфраструктура улучшает условия для велосипедистов и пешеходов, и это вдыхает новую жизнь в район».

Пешеходы идут по Пятой авеню, закрытой для машин, в центре Сан-Диего. Фото Bing Guan/Bloomberg

Анализ Yelp подтвердил уже поступившую ранее статистику из Нью-Йорка. Там в ресторанах на Вандербильт-авеню спустя месяц после запуска программы «открытых улиц» количество посетителей увеличилось в среднем на 54%.

Своеобразно «отличился» Брекенридж в штате Колорадо. Несмотря на поддержку программы «открытых улиц» среди 86% жителей и 83% бизнеса, городской совет проголосовал против её продления — среди причин назвали в том числе то, что ресторанам приходится нанимать больше персонала из-за растущего спроса. В других городах протестовали против программ иначе, но доводы противников, например, о том, что закрытие улиц для автомобилей значительно увеличивает трафик на соседних улицах, разбиваются о статистику, которая этот тезис опровергает.

По словам Лю, такие ограничения для автомобилей помогают увеличить число людей, которые предпочитают воспользоваться велосипедом или пройти пешком.

Самое время заняться такими изменениями, которые и сделают удобным перемещение по городу не на автомобиле, и помогут бизнесу развиваться в нелёгкие времена.

Оригинал. Перевёл Михаил Чижов


Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему