СНиПы

March 13, 2014

Власти Москвы в последнее время часто говорят о приоритете пешеходов над машинами, но на практике это выполняется не всегда. Вполне естественно, что внеуличные переходы — одна из самых противоречивых тем, причём сомнительная идеология возникает уже на этапе планирования. Напомним, что под внеуличными переходами имеются в виду подземные и надземные.

Как вообще регулируется городское строительство, к которому относятся и переходы? Во времена СССР ключевую роль играл так называемый СНиП — сборник строительных норм и правил, в котором были собраны как технические указания, так и правовые нормы. Все они были обязательны к исполнению, помимо этого архитекторы и строители должны были подчиняться разделам государственного стандарта (ГОСТа) в области строительства. После перестройки всё изменилось, документы во многом остались прежними, но большая их часть стала рекомендательной. Теперь обязательно нужно учитывать только так называемые технические регламенты, которые, в частности, включают в себя противопожарные и санитарные предписания. Помимо этого, в Москве действуют МГСН — московские городские строительные нормы, которые обязательны к исполнению. О них и поговорим.

Документ, который регулирует строительство внеуличных переходов, имеет длинное название: ТСН 32-302-2003 г.Москвы (МГСН 1.03-02). Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах. Его приняли после двух больших трагедий в подземных переходах — взрыва на Пушкинской площади и трагедии на Немиге в Минске. В первом случае пострадавших было больше от давки в переходах, нежели от взрыва; во втором причиной гибели людей была только давка в переходе. После этих событий решено было разработать нормы, которые не позволили бы таким ситуациям повториться и регулировали ширину и другие параметры подземных и надземных пешеходных переходов. В целом, подход предполагается разумный: перед строительством полагается тщательно изучить потоки пешеходов (существующие и прогнозируемые), принять во внимание находящиеся поблизости вокзалы и другие центры притяжения (это автоматически делает переход шире). Проблема в том, что нормы рекомендуют создавать внеуличные переходы практически везде: при ширине улицы больше 14 метров (это две полосы в каждую сторону), при величине пешеходопотока больше 1500 человек в час, на перекрестках улиц с нерегулируемым правоповоротным движением больше 300 автомобилей в час и так далее. Получается, что этот раздел МГСН считает подземные и надземные переходы средством решения транспортных проблем в узлах улично-дорожной сети (т.е. можно так развести поток транспорта и пешеходов, отдав предпочтение транспорту). Также рекомендуют их строить на магистральных дорогах (убрав пешеходный светофор, можно сделать магистраль непрерывного движения, опять-таки отдав предпочтение транспорту) и на отдельных участках в случае, например, частых ДТП (предпочтение снова отдается транспорту — не идет речи об ограничении движения автомобилей).

В итоге нормы никак формально не устанавливают приоритет автомобилей, но негласно это подразумевается и применяется на практике. Почему так происходит? Очень просто: сами нормы устарели, их пора переписывать. Ничего удивительного в этом нет, потому что они понемногу менялись, переписывались и дополнялись в течение многих лет, а теперь получился разрозненный набор разных идей из разных эпох. Среди них есть хорошие, есть очень плохие, и вместе вся система работает не очень хорошо. Поэтому самый разумный выход из ситуации — полностью переписать все нормативные документы, не опираясь на старые правила, но учитывая новые интересы жителей города и планы его развития. Они должны помогать делать город более удобным, а не наоборот.

Всю систему, конечно, можно и нужно менять. Все территориальные нормы существуют не сами по себе, а предназначены для реализации Генерального плана развития города. Со времён принятия последнего Генерального плана в 2010 году произошло большое событие: к Москве присоединили Троицкий и Новомосковский административные округа, что увеличило площадь столицы почти в 2.5 раза. Соответственно, теперь генплан нужно менять. Как сообщает мэрия, новый генплан будет принят до конца 2014 года, а вместе с ним будут приняты и новые нормы. Загонят ли они пешеходов окончательно под землю? Всё это в значительной степени в наших руках.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 38 000 из 125 000 рублей
Пешеходные переходы на Пушкинской
Текущий проект

Есть такой стереотип, что самыми безопасными являются подземные либо надземные переходы. Их радостно строят власти, показывая свою заботу о жителях. На самом деле это не совсем так. Разделение пешеходных потоков и автомобильных хороши на крупных автомагистралях, или на загородных трассах. В городе же, на местных улицах, попытка осложнить путь пешеходу только провоцирует его на нарушение правил. Мы досконально изучили проблему внеуличных переходов и рады поделиться с вами статьями об этой проблем

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 38 000 из 125 000 рублей

Еще статьи на эту тему