Про общественную деятельность и трамвай

May 29, 2013

Как известно, решением транспортных проблем нашего города может быть только общественный транспорт, а хорошая транспортная система невозможна без хорошего наземного транспорта. Может ли обычный горожанин что-то сделать для его улучшения, помимо написания Разоблачений в бложек? Я решил это узнать.

Самым лучшим наземным транспортом является трамвай. Один из самых лучших трамвайных маршрутов Москвы - 17-й: он полностью проходит по выделенной линии, то есть не стоит в пробках; на нем большой пассажиропоток и вагоны ходят часто (до 25 пар в час). Конечно, во время антитрамвайных кампаний 90-х он сильно пострадал: лишился удобной пересадки у м. ВДНХ, например, а также его попридушили турникетами и светофорами. Из-за этого он, несмотря на полностью выделенную линию, довольно медленный. Вот со светофорами-то и разберемся, для начала.

Остановка "Радужная улица". Здесь трамвайная линия пересекает небольшую второстепенную улицу - Радужную. Цикл светофора здесь - 140 секунд, причем несмотря на то, что трамвай пересекает не основную улицу, а именно второстепенную, зеленый ему горит всего 27 из этих 140 секунд. Из-за этого здесь нередки скопления трех, или даже четырех трамваев, ожидающих очереди проехать светофор. Причем длины остановки хватает только на один вагон. Второй сначала ждет, пока первый проедет светофор, затем подъезжает к остановке, но проехать на тот же зеленый уже не успевает - и ждет целый цикл, который длится 140 секунд. Таким образом, среднее время ожидания трамвая на этом перекрестке составляет 3-4 минуты, хотя в отдельных случаях - до шести.

Таких светофоров на линии несколько. Понятно, что в таких условиях даже тот факт, что линия выделенная, особо не спасает.



128.66 КБ



Как видно, бОльшую часть времени трамваю мешает ехать только правоповоротная стрелка с Енисейской в центр на Радужную. Стрелка эта горит в общей сложности 66 секунд за цикл, при этом поворот осуществляет всего несколько автомобилей. Видео.

Как видно из расписания, в час пик частота движения составляет 25 пар в час. Длина цикла светофора - 140 секунд, т.е. 25,7 цикла в час. Как показано выше, за один цикл в одном направлении успевает проехать максимум 1 трамвай. Это означает следующее:

  • Текущая парность не может быть увеличена из-за этого светофора
  • Если по каким-то причинам трамвай опаздает на "свою" фазу, то график будет сорван без возможности восстановления, 25-и пар в час уже не получится.

Учитывая, что пассажиропоток на линии очень большой, это очень плохо.

Что тут можно сделать? Ответ очевиден. Надо сделать как-то так:

Зеленый горит трамваям 27 секунд. Для проезда одного трамвая в каждую сторону этого слишком много (на проезд трамваю хватает 7-и секунд), а для проезда двух - слишком мало, ведь второму за это время надо успеть протянуть вперед из "зоны ожидания" до остановки, высадить и посадить пассажиров и, собственно, проехать перекресток. Поэтому удлиннять трамвайную фазу не имеет смысла. Напротив, ее можно даже несколько укоротить, организовав при этом вторую трамвайную фазу в течение цикла. Это можно сделать, например, погасив правоповоротную стрелку с Енисейской в центр на Радужную с 74-й секунды по 90-ю секунду цикла, либо иначе поменяв фазы светофора на этом перекрестке. Главное - трамвайная фаза длолжна случаться не реже одного раза в 60-80 секунд.



168.10 КБ



Быстро стало ясно, что в одиночку можно влиять только на какие-то совсем локальные вещи вроде тех, про которые написан предыдущий пост. Если есть желание изменить что-то глобальное - а у меня оно было - надо работать сообща, объединяться в какие-то структуры. Я огляделся вокруг и понял, что организация, которая мне нужна, уже есть. Это - известные многим Городские Проекты.

В связи с этим я немедленно туда внедрился. На практике, это дало следующее:

- у Городских Проектов есть эксерты, понимающие в транспорте и ОДД. Они могут оценить, здавое ли предложение, и велик ли шанс на его реализацию (в данном случае ответ был положительный. Да, здравое, да. шансы есть)
- maxkatz обладает суперспособностью "депутатский запрос", которая действует по всей территории города! Запрос был немедленно составлен, и через некоторое время был получен ответ.
- значительно меньше вероятность получить отписку
- в случае нежелания власти сотрудничать, можно вытащить историю в паблик и придать ее широкой огласке

В общем, не прошло и трех месяцев, как предложение было реализовано в полном объеме. Я думал сделать три схемы "было" -"предложили" - "стало", но это не понадобилось - "стало" полностью совпадает с "предложили" (видео). Это, вообще, довольно необычно - НЯЗ обычно ЦОДД на подобные предложения рассказывает, что по его мнению все ок, а также поясняет, где бы он хотел видеть предложивших.

Итоги такие:

- среднее время ожидания трамвая на этом перекрестке сократилось с 3-4 минут до 40 секунд
- проблемы с ограничением на парность устранены
- стало сильно лучше пешеходам, переходящим Радужную
- и главное: выяснилось, что существует процедура, при помощи которой граждане могут способствовать решению транспортных проблем города. Она будет много раз и, надеюсь, с большой пользой применена.

Кроме того, на соседних таких же перекрестках (напр., на Печорской ул.) они сами аналогично перенастроили светофоры, не дожидаясь отдельного запроса.

Продлолжение, понятно, следует.


Оригинал.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 39 500 из 125 000 рублей
17 трамвай без турникетов и задержек
Текущий проект

Автоматизированная система контроля проезда (АСКП), или попросту турникеты, является одним из главных недостатков наземного общественного транспорта в Москве. Ежедневно почти 5 миллионов пассажиров подвергаются унизительной процедуре посадки в трамвай, автобус или троллейбус через единственную переднюю дверь, которая оборудована турникетом. На маршрутах с большим потоком пассажиров образуются очереди на посадку. Увеличенное время посадки приводит к общему увеличению времени поездки.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 39 500 из 125 000 рублей

Еще статьи на эту тему