«Улицы для всех» после пандемии

May 3, 2021

Во многих городах мира с началом пандемии начали вводить новые ограничения на проезд автомобилей — такое решение позволило «открыть» улицы для других участников дорожного движения: пешеходов и велосипедистов.


В Нью-Йорке весной прошлого года, в разгар пандемии, ограничили автомобильный трафик на 110 километрах городских улиц. Там эти изменения назвали «открытые улицы». В других городах преображённые улицы также называли «медленными», «безопасными» или «общими», но суть была одна: там возводили ограничивающие движение автомобилей барьеры, которые перераспределяли городское пространство.


Нью-йоркская программа пришлась жителям по душе: по проведённому в январе этого года опросу, 63% горожан высказались за её продолжение. Более того, Городской совет Нью-Йорка проголосовал за то, чтобы сделать программу «Открытых улиц» постоянной. Недовольные изменениями, конечно, есть — нередки истории, когда они угрожают тем, кто устанавливает ограждения. Доходит до абсурдного: недавно кто-то приехал на фейковом грузовике службы доставки Amazon, украл ограждения и выкинул их в ближайший ручей.


В других городах США ситуация хуже. Например, в Хьюстоне её вообще свернули, а в Чикаго и Денвере пока только проводят опросы об их будущем: пока оно туманно.


И вот теперь, спустя год после введения срочных мер по выделению людям пространства в городе (как мы дошли до такой жизни, когда пространство людям приходится специально выделять — прим. пер.) они снова выходят на повестку дня. Ограничений становится меньше, вакцинированных людей — больше, и для городов, которые вводили «открытые» улицы, самое время решить: оставлять их или нет. Их судьба зависит во многом от эффективности — какие-то решения работают лучше, а какие-то хуже. Ну а городам, которые в прошлом году не успели или по какой-то причине не захотели меняться, самое время воспользоваться ситуацией — потом может быть поздно.


Связующий эффект


Майк Лайдон, специалист по тактическому урбанизму, давно занимается «открытыми улицами» (кстати, посмотрите его лекцию в нашей онлайн-школе для депутатов и не только). В прошлом году он помог организовать «открытую улицу» возле своего дома — на Уиллоуби-авеню в Бруклине. Это был успешный опыт во многом из-за того, что эта улица связывает две крупных точки притяжения — парк Форт-Грин и институт Пратта. В Окленде (штат Калифорния) и Сиэтле (штат Вашингтон) ситуация похожая — движение автомобилей ограничивают там, где пространство для пешеходов и велосипедистов особенно необходимо.


По словам Лайдона, города должны измерять успешность программ не в километрах участвующих улиц, а в качестве маршрутов и оповещения людей. Именно качество исполнения позволит распространить идею на уровне всего города.


Движение за постоянство


Сейчас уже часто можно услышать, что «открытие» улиц должно быть только началом, за которым последуют большие инфраструктурные изменения. Это может быть всё что угодно от запрета парковки на некоторых улицах до замены таких временных барьеров на выезжающие из-под земли болларды, которые убираются для проезда местных жителей.


Важно и то, как отстаивать идею о необходимости таких изменений. В качестве примера можно взять запуск велопроката в Нью-Йорке. 10 лет назад громкое меньшинство жителей Нью-Йорка возражало против новой системы. Велопрокат закрывать не стали, и теперь это система, через которую каждый год совершается более 20 миллионов поездок. У программы открытых улиц есть преимущество: она более заметна, а пользоваться ей люди могут совершенно бесплатно.


Главный вопрос, на который должны ответить города после пандемии: надо ли перестраивать уже сложившиеся системы или воспринимать происходящее как возможность начать с чистого листа? Ответ можно искать уже на тротуаре возле вашего дома.


Для некоторых людей улица — это всего лишь дорога, по которой можно проехать. Для других — это место, где развиваются сообщества, появляются центры культуры, искусства, бизнеса и протестов. И именно второй подход может дать жизнь городам.


Оригинал с авторскими вкраплениями Михаила Чижова

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему