Знакомство с Вуканом Вучиком

24 января 2013 г.

Макс: Я приехал что бы перенять у вас знания о транспорте, мистер Вучик, потому что я читал вашу книгу на русском , но ведь вы уже много лет работаете в транспорте и образовании, верно?


Вучик: Да.


Макс: А как долго? Может быть, вы могли бы немного рассказать об этом?


Вучик: Я изучал транспорт и инженерное дело, получил диплом в университета Белграда. Тогда это была еще Югославия. Степени магистра и доктора я получил в университете Калифорнии, Беркли. Затем, c 1967 по 2010, практически 44 года, я был профессором Пенсильванского университета, одного из старейших университетов CША. Я вел лекции, написал и опубликовал почти 150 научных работ и несколько книг. Хочу особо выделить мою «транспортную трилогию», три книги. Первая описывает общественный транспорт. Она называется «Городской транспорт: управление, планирование и экономика». Вторая — «Городские транспортные системы и технологии». Третья — «Транспорт в городах, удобных для жизни».


Первые две книги в основном об общественном транспорте, а третья дает общий анализ транспортных систем. При этом я уделил особое внимание огромному влиянию транспортного планирования на тип города, который мы получаем в результате.


Макс: Третья книга как раз и была переведена на русский.


Вучик: Да, на русский, сейчас ее еще переводят на китайский и турецкий. Книга о технологии транспортных систем была переведена на японский и сербский, а некоторые части — на испанский.


Макс: И еще вы работаете с многими городами?


Вучик: Да, я сотрудничал со многими городами, государствами и крупными транспортными компаниями . Я был советником в департаменте транспорта США некоторое время назад.


Макс: Министерства транспорта?


Вучик: Да, в секции городского транспорта. Затем я был специальным советником министра транспорта Сингапура. Также был в разных комитетах по общественному транспорту в Неаполе, в Эдмонтоне в Канаде, в Перте - Австралия. В Белграде я и сейчас работаю над планированием совместно с мэром города. Также был советником в Нью-Йорке, в моем городе Филадельфии, в Вашингтоне, и в некоторых других городах Европы, Южной и Северной Америки, в некоторых азиатских странах, выступал экспертом в Тайпее по строению метро, изучал процесс строения метро в Пекине и проводил сравнительный анализ между их опытом и опытом в ряде других стран.


Многие мои студенты тоже активно этим занимаются. Я очень горжусь не только своими лекциями и работами, но и тем, что мои студенты сейчас занимают лидирующие позиции во многих странах — в Норвегии, Мексике, США, Китае, Тайване, Японии и так далее.


Иначе говоря, да я провел много лекций и конгрессов более чем в 90 разных университетов по всему миру. На трех языках, между прочим!


Макс: Вау, вы ведь говорите и по-русски?


Вучик: К сожалению, я знаю русский настолько свободно, чтобы давать лекции на нем, но я немного понимаю и могу кое-что сказать. Свои лекции я веду на английском, немецком и сербском.


Макс: А вы когда-нибудь сотрудничали с российскими городами или правительством?


Вучик: Я был в Москве и встречал людей из других городов России, — Санкт-Петербурга, например, Якутска и так далее. Но вообще я никогда не был напрямую вовлечен в какие-либо проекты. Однако, я контактировал с людьми из России и даже был выбран как иностранный член Академии архитектуры и строительских наук в Москве. Так что мои контакты укрепляются, и каждый раз, когда приезжаю, мне задают много вопросов — какие должны быть решения и действия по проблеме общественного транспорта, парковок, развязок, МКАДа, пешеходов. Мне кажется, русские начинают осознавать, что концепт городов удобных для жизни — не просто пустая фраза. Потому что я сам видел и читал лекции о многих городах, которые совершали множество ошибок в транспорте и создали условия, которые невозможно назвать удобными для жизни, задающими высокий уровень жизни.


Но я и также могу привести примеры городов с очень удачными транспортными решениями, которые точно удобны для жизни. К счастью, их число растет, но все-таки в настоящее время многие города не дают оснований для оптимизма. Хуже всего то, что они повторяют ошибки, которые уже были сделаны много лет назад.


Вот, что интересно во всем этом процессе. Города активно развиваются с XIX-XX веков, и одновременно изобретается очень много новых технологических систем. Городской транспорт улучшается и позволяет городам расти много быстрее, чем было бы без обновления транспорта. Но города столкнулись с большой проблемой, именно когда автомобили стали активно использоваться во многих странах. Это происходило в разное время — сначала в США, потом в Европе, в крупных городах Азии и далее повсюду.


Сейчас Россия испытывают эту волну увеличения числа автомобилей. Увы, не только Россия, но и другие страны повторяют ошибки за Соединенными Штатами и Западной Европой времен «автомобильного бума». Можно порадоваться тому, что сейчас наконец-таки начинают обсуждать, что с этим делать. Ведь можно привести прямые примеры, как эти ошибки были успешно исправлены в западных странах.


А вы — прямо сейчас! — делаете именно такие ошибки. Например, отказываясь от трамваев, как устаревшего вида транспорта, тогда как улучшенные трамваи, так называемый «легкорельсовый транспорт» или «легкое метро», были успешно построены в очень многих странах, и во многих случаях оказались эффективнее автобусов и метро вместе взятых.


Также есть трамваи новых, современных моделей, которые сейчас используются в 20, 30 или 40 городах США. Трамваи выбирают не только как средство передвижения, но и как символ городов, ориентированных в первую очередь на людей. Разница с прежними трамваями очень проста. Трамваи удобны на густо населенных участках улиц, они не развивают слишком высокую скорость. А легкое метро может работать именно как метро, с большой скоростью и надежностью, но может двигаться и по центру города, и оживленным участкам — везде, где проложены рельсовые пути. Это очень гибкий вид транспорта.


Так что сейчас у нас у нас есть широкий выбор вариантов. Это не очень простой, но очень важный вопрос — что делать с общественным транспортом? И так же во внимание нужно принимать и парковки, и пешеходов. Эти проблемы в России должны рассматриваться заранее. Нужно ответить на вопрос, какие города вы хотите получить в результате? Хотите ли вы последовать примеру «автомобиле-центричных» городов Америки, — провальному, как доказал опыт? Или вы хотите сохранить обаяние и характер российских городов, но уже в современной форме?


Макс: Окей, сейчас мы здесь, в вашем загородном доме, запишем несколько видео на разные темы. Я надеюсь, в России их будут смотреть, и может быть, даже российское правительство, правительство Москвы или других городов пригласят вас в качестве эксперта.


Большое спасибо за перевод @g_kolomiets


Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему