На днях губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо подтвердил, что намерен снести Экспрессвей Шеридан, двухкилометровый хайвей, построенный во времена Роберта Мозеса (главного архитектора Нью-Йорка в середине ХХ века) и отрезающий Южный Бронкс от реки Бронкс. Работы должны начаться в следующем году.
Заявление Куомо ознаменовало победу активистов в их долгой борьбе за демонтаж Шеридана и создания на его месте жилого квартала с парком. Похоже, вопрос демонтажа решён окончательно. Теперь важно понять, что именно придет ему на смену.
«Строительство Экспрессвея Шеридан было ошибкой, — заявил Куомо. — Он перекрывал людям путь к реке и изолировал местное сообщество». Власти штата обещают, что заменят часть хайвея, лежащую к северу от Уэстчестер авеню «бульваром, который будет удобен для пешеходов и велосипедистов» и пересмотрят дорожную сеть так, чтобы грузовые автомобили не попадали на жилые улицы. Стоимость проекта оценивается в 1,8 млрд долларов.
Несколько местных общественных организаций и городские активисты боролись за демонтаж хайвея почти двадцать лет под эгидой Southern Bronx River Watershed Alliance. Поначалу казалось, что этой борьбе не будет ни конца ни краю, но сейчас активисты близки к победе как никогда.
Когда в 2010 году государственный транспортный департамент отказал в сносе Шеридана под надуманными предлогами, казалось, что игра проиграна, но члены Альянса обратились к властям города, которым удалось получить государственное финансирование на предметный анализ этого предложения. Два года спустя появилась идея превратить хайвей в бульвар, а также выделить место под строительство жилья и прибрежный парк. Но дальше опять начались проволочки — ни город, ни штат не спешили приступать к реализации проекта. И только в прошлом году Куомо заявил, что готов выделить на это 97 млн долларов.
«Мы верим, что проект сможет исправить весь тот вред, который нанесла району неэффективная транспортная система, — говорится в заявлении Альянса. — Мы искренне надеемся, что он будет учитывать долгосрочные потребности местного сообщества, в том числе, обеспечит доступ к реке и уберет грузовики с районных улиц, а также в целом будет способствовать благополучию местных жителей».
Впрочем, представленный на прошлой неделе проект пока далёк от идеала. Он предполагает замену хайвея наземной дорогой с аналогичным количеством автомобильных полос. При этом в нем нет ни пешеходных переходов, ни велодорожек, о которых шла речь в 2013 году. В офисе губернатора говорят, что проект пока предварительный и может меняться. А значит, активистам в ближайшие несколько месяцев надо продолжать борьбу.
Работы должны начаться в следующем, а закончится в 2019 году. Сейчас идёт предварительное исследование, одна из целей которого — наладить взаимодействие с местными жителями для поиска варианта, которое устроит всех. «Нам крайне важно участвовать в этом процессе. Мы будем вовлекать в него все заинтересованные стороны, чтобы они активно высказывали своё мнение по поводу тех решений, которые нам предлагаются», — говорят члены Альянса.
Вид на парк Старлайт и реку Бронкс. Парк Старлайт в настоящее время доступен только с Восточного моста на 174-й улице.
Перевод Анастасии Ромашкевич