Член техасской комиссии по транспорту Лаура Райан выдерживает паузу, стоя под дождём у мэрии Хьюстона перед 3647 флагами Техаса. Каждый флаг, установленный Департаментом транспорта Техаса, отражает отца или дочь, супруга или друга, убитых на дорогах штата в прошлом году.
Напротив мэрии Хьюстона транспортные чиновники поставили 3647 техасских флагов, по одному на каждого человека, погибшего на дорогах штата в 2018 году. Фото: Dug Begley, TxDOT Streak
«Они погибают тихо и жестоко», — говорит Райан, отмечая, что бесчувственность многих водителей приводит к тому, что Техас возглавляет национальный рейтинг по количеству жертв ДТП.
Затем она снова прерывается, чтобы, сдерживаясь от слёз, продолжить речь в 19-летнюю годовщину дня, когда в последний раз не было погибших на дорогах. 6939 дней подряд на дорогах Техаса кто-то гибнет — с 7 ноября 2000 года это уже 67.000 человек.
«Об этих историях тяжело слышать, но важно их пережить», — заявляет Райан.
Хьюстон, округ Харрис и департамент транспорта штата публично пообещали уделять больше внимания этой проблеме — некоторые считают её кризисом здоровья общества в Хьюстоне и окрестностях. После резкого повышения числа смертей на дорогах 8 округов, составляющих агломерацию Хьюстона, в прошлом году это число снизилось до 584, а в этом году ожидается на том же уровне.
Цель, которую ставят перед собой власти, — быстрое и значительное снижение смертности на дорогах, кажущееся невероятным в штате, где каждый день гибнет 10 человек, и в городе, который считается одним из самых опасных.
«Если не поставить цель, ничего не будет сделано», — заявил мэр Хьюстона Сильвестр Тёрнер.
В августе, после долгих переговоров с транспортниками и районными группами, Тёрнер подписал приказ о принятии программы Vision Zero, в котором заложена цель — свести к нулю смертность в ДТП к 2030 году. Этим же приказом создан комитет, который отдельно рассмотрит проекты безопасных тротуаров и улиц и предложит, как лучше проектировать улицы, контролировать соблюдение ПДД и рассказывать жителям о безопасности на дорогах.
Анализ данных о смертях в ДТП в прошлом году, проведённый изданием Houston Chronicle, показал: Хьюстон лидирует в стране по количеству смертей, которых можно было избежать, а причины аварий поражают разнообразием. На серьёзность аварий чаще всего влияют превышение скорости и использование мобильных телефонов за рулём. Кроме этого, Хьюстон и округ Харрис лидируют в США по количеству аварий в пьяном виде.
Люси Луго Экпанья знает об этом как никто другой. «В 2016 году отец моего ребёнка, свет моей жизни стал цифрой в статистике», — рассказала она толпе, собравшейся перед мэрией.
Её муж, полицейский Энди Экпанья, ехал по вызову, когда столкнулся лоб-в-лоб с женщиной, которая выехала на встречку утром 12 июля 2016 года. В крови этой женщины, Эмбер Уиллемсен, обнаружили количество алкоголя, более чем в 2 раза превышающую разрешённую. В 2017 году её приговорили к 32 годам тюрьмы за убийство с использованием транспортного средства.
Каждое утро Люси Экпанья просыпается под вопросы 5-летнего ребёнка, когда же папа вернётся домой. «Я просыпаюсь в реальности, в которой моего мужа, моего лучшего друга уже нет», — говорит она.
Она пытается разнообразить для сына ежедневную помощь по дому, говоря, что ему назначены задания. Недавно он назначил задание своей маме: «Ты можешь отправиться в Рай и вернуть папу?»
«Я не хочу, чтобы дети росли и спрашивали, когда их папа придёт домой», — сказала она чиновникам, ответственным за транспорт, призывая водителей задуматься о последствиях аварий.
Помимо дополнительного информирования общественности, региональные и местные власти изменяют и свои подходы — хоть и не очень быстро. В апреле члены техасской комиссии по транспорту, поставившие цель в 2 раза снизить смертность на дорогах к 2035 году и свести к нулю к 2050, выделили 600 миллионов долларов (около 38,5 миллиардов рублей — прим. пер.) на повышение уровня безопасности в ближайшие 2 года. Райан заявила, что скоро удастся запустить первый проект.
«Эти меры — шумовые полосы и тросовые ограждения», — заявила она. Их устанавливают на шоссе вне городов, согласно плану на 2017–2022 год.
Кроме этого, в разработке несколько проектов, направленных на безопасность пешеходов на перекрёстках, где происходит больше всего аварий с пешеходами. Власти города также поддерживают снижение разрешённой скорости в городе — для обычных городских улиц она составит 25 миль в час (около 40 км/ч), если знаком не предписано иное. Даже небольшое снижение скорости трафика имеет значение.
Однако изменения законодательства нужно донести людям — и власти работают над этим: они стараются донести свои идеи до большего числа людей и общественных групп — при помощи общественных кампаний или таких мероприятий, как на 19-ю годовщину последнего дня без смертей на дорогах.
«Я не хочу, чтобы через год нам пришлось собираться на 20-летний юбилей», — сказала Райан.
Оригинал. Перевод Михаила Чижова.