​Как автомобили делают нас одинокими

4 октября 2020 г.

Мы привыкли к мысли о том, что автомобили негативно влияют на окружающую среду. Но мы реже задумываемся, как дорожное движение в целом влияет на жизнь людей. И это не только про угрозу аварий и ухудшение городской логистики.

В 1969 году в США провели исследование, в результате которого был обнаружен неожиданный эффект: растущий трафик на улицах уменьшает количество связей между жителями. Чем более активно дорожное движение, тем реже соседи общаются друг с другом, социальные связи в районе становятся более слабыми, и жители чувствуют себя более одинокими.

В 2011 году британцы Джошуа Харт и Грэм Паркхерст решили проверить, сохраняется ли этот эффект в 21 веке, и характерен ли он для городов за пределами США. Они выбрали для своего исследования Бристоль, город в юго-западной Англии с населением в 520 000 жителей (на тот момент). Это один из наиболее зависимых от личного транспорта населенных пунктов долей общественного транспорта всего в 15%. При этом средняя скорость движения в Бристоле ниже, чем у схожих с ним городов.



Объектами исследования стали три улицы с разной активностью дорожного движения. Они типичны для Великобритании: имеют примерно одинаковую застройку — двух или трехэтажные здания 19–20 веков, с общими стенами, каждый дом от дороги отделяет небольшой сад шириной в 5 метров, автомобили владельцев дома припаркованы на улице. Разница между дорогами заключалась только в активности дорожного движения:

  • Доверкорт-роуд — примерно 140 автомобилей в день (свободная);
  • Филлтон авеню — 8 420 автомобилей в день (средняя загруженность);
  • Мюллер-роуд — 21 130 автомобилей в день (высокая загруженность).

Filton Avenue NE of Muller Road, Bristol © Jaggery :: Geograph Britain and Ireland

Исследователи провели личные интервью с 60 семьями, по 20 с каждой улицы. Их спрашивали о жизни на этой улице, о социальных связях, о взглядах на дорожное движение. Результаты получились такими:

Доверкорт-роуд

Положительно отозвались об условиях 13 из 20 семей. И взрослые, и подростки сообщали, что жители домов часто и хорошо общаются друг с другом. Это место, где семьи могут «пустить корни», все знают друг друга, обмениваются новостями, растениями и предметами быта. Пожилые жители Доверкорт-роуд чувствовали себя защищенными и окруженными заботой. Одна одинокая пожилая дама поделилась трогательной историей: если сосед не видит ее выходящей из дома в течение пары дней, то обязательно стучит в дверь — просто убедиться, что все в порядке, и ей не требуется помощь.

Но даже у такой улицы есть свои проблемы. Во время интервью старшее поколение отмечало, что в целом общение между жителями улицы ослабло. Так, один из жителей заметил, что за 42 два года жизни на Доверкорт-роуд люди стали реже говорить друг с другом. Если раньше на улице можно было запросто увидеть группу из 4–5 человек от 30 до 60 лет, разговаривающих друг с другом, то после 1980-х общение стало менее активным.

Причиной ослабления социальных связей стало увеличение количества автомобилей. Улицы стали опаснее, и дети стали проводить меньше времени вне дома и сада. Потребность в общении между родителями стала менее частой.

Филтон-авеню

Филтон-авеню — умеренно загруженная дорога, которая соединяет спальные, торговые и офисные районы. Жители признавали, что активное дорожное движение негативно влияет на социальное взаимодействие.

Интересный комментарий дал самый старый жителю авеню, 91-летний мужчина, который провел 81 год в одном и том же доме. Он рассказал, что жизнь очень сильно изменилась из-за появления автомобилей: соседи больше не видят друг друга — они выходят из дома и тут же запрыгивают в машину, и наоборот. Похожее мнение и у 20-летней жительницы — она считает, что на Филтон-авеню невозможно создание добрососедских отношений, это слишком загруженное и беспристрастное место. Но самым страшным стало откровение одной пожилой дамы: «Если ты умрешь здесь, то никто об этом даже не узнает».

Кроме того, жители Филтон-авеню отдельно обращали внимание исследователей на то, что дорога стала постоянным источником шума и газа. Они также выражали свое сожаление о слабых социальных связях с соседями. Многие отмечали, что важно создавать прочные дружественные связи, и как сильно этого не хватает в текущих условиях.

Мюллер-роуд

Результаты интервью на Мюллер-роуд рисуют тревожную картину. Жители организовали свой быт таким образом, чтобы максимально уменьшить стресс от избыточного трафика за окном: они не выходят из дома просто так, чтобы «подышать свежим воздухом», стараются не выпускать детей на улицу. Несмотря на то, что несколько семей обмениваются подарками на Рождество или ходят друг другу в гости, в большинстве случаев местные жители между собой не общаются, особенно с теми, кто живет через дорогу.

Загрязнение воздуха отмечается всеми жителями как самая большая проблема. Попытка запереться дома, чтобы не выходить на улицу, не очень эффективна: загазованный воздух все равно проникает внутрь, хотя окна всегда остаются закрытыми. Жители вынуждены чаще делать уборку и мыть собственные автомобили. Они привыкли покупать черные шторы, красить двери и рамы в черный цвет, чтобы грязь была менее заметной.

Еще одно чувство, которое объединяет всех жителей Мюллер-роуд, это недостаток безопасности. Несколько участников интервью признались, что аварии на дороге происходят часто, в том числе и с летальным исходом. «Велосипедисту, живущему неподалеку, сломали ногу в аварии, когда тот пытался пересечь дорогу. На пешеходном переходе сбили насмерть пешехода», — рассказывает 27-летний обыватель во время интервью.

Неудивительно, что многие местные жители запрещают детям играть перед домом, на тротуарах, слишком близко к дороге. Многие семьи даже перестали держать домашних животных из-за страха, что тех собьют, когда они будут перебегать улицу.

Будущее городов

Загруженные дороги влияют на наше физическое и психологическое здоровье, оставляют негативный след в экологии, ухудшают качество жизни в городах и отделяют нас друг от друга. Конечно, перестройка районов могла бы помочь разгрузить улицы, но едва ли это будет по силам городскому бюджету. Необязательно идти на такие кардинальные меры — есть более дешёвые альтернативы.

Авторы исследования утверждают, что в первую очередь это регулирование парковки и уровня трафика. Прежде всего, это любые меры, которые позволят жителям отдавать предпочтение не личным авто, а пешеходным маршрутам, велосипедам, общественному транспорту.

Картинки по запросу curb

Важно также информировать жителей о роли автомобилей в их жизни: как они воздействуют на окружающую среду, и как влияют на жизнь соседей. Эти меры похожи на антитабачные кампании: чем больше информации о последствиях использования машины имеют автовладельцы, тем больше ответственности они принимают на себя, делая осознанный выбор между общественным транспортом и авто. Конечно, необходимым условием для таких кампаний является наличие удобной альтернативы в виде развитого общественного транспорта.

Города нуждаются в новой парадигме, где человеческая жизнь становится приоритетом, а комфорт и добрососедские отношения — необходимым условием для ее процветания. И у нас есть всё, чтобы совершить правильный выбор и сделать первый шаг к городу будущего.

Оригинал

Перевод Марины Плешковой

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 552 193₽ из 700 000

Еще статьи на эту тему