Зарегистрироваться за сутки до начала, прийти в середине рабочего дня, задать вопрос, записавшись на него методом передачи бумажки или играя в лотерею «подними руку, а тебя, может быть, выберут» — и за такие публичные слушания по бюджету боролось гражданское общество и его представители в Московской городской думе? Получилось именно так — но и это уже значительный прогресс. О предыдущих вы вообще наверняка не знали.
Формально мероприятие длилось ровно 5 часов, но для того, чтобы иметь возможность попасть в Большой зал — собственно место, где можно было задать вопросы — нужно было приходить заранее: за 10 минут до начала туда перестали пускать людей. Аншлаг в зале неудивителен: москвичи пришли высказаться или оставить в письменной форме свои замечания и поправки в бюджет, потому что такую возможность лично повлиять на происходящее в городе власти предоставили на нашей памяти впервые.
А влиять в этом проекте бюджета нужно на многое. Это понимали все присутствующие в зале (возможно, кроме президиума). То тут, то там звучали предложения изменить расходные статьи: кто-то просил большего для детей-инвалидов, кто-то — поправить программу реновации. Но чаще других звучали урбанистические вопросы.
Дарья Беседина, наш депутат в МГД, в том числе благодаря которой вообще стали возможны эти публичные слушания, задала вопрос о приоритетах Департамента транспорта. Действительно, при декларируемом приоритете пешеходов и общественного транспорта огромный бюджет (45% всех транспортных денег) выделяется на строительство дорог. Как будто там не знают, что если строить дороги, на них будет больше машин и, соответственно, больше пробок! Работает прямая зависимость: во что вы вкладываете, то и развивается — получается, заявляемые цели не соответствуют реальным.
Советник Дарьи Георгий Красников в секции выступлений, где каждому давали по 3 минуты на речь, раскритиковал подход Москвы к развитию транспорта, отметив, что даже по собственной статистике Дептранса автомобилистов в городе 30%, а бюджет, выделяемый на них, гораздо больше. Кроме этого, он предложил, раз уж Москва планирует закупать автобусы, закупать и современные троллейбусы с увеличенным автономным ходом.
Про троллейбусы спрашивали неоднократно. Илья Русинов выступил с тезисом про недальновидность ввода в массовую эксплуатацию электробусов с дизельной печкой, которые стоят почти в 2 раза дороже и половину времени простаивают на зарядке, также потребовав выделить средства на закупку современных троллейбусов и на реконструкцию и развитие контактной сети.
Но не все успели высказаться: так, лично мне не удалось напомнить про обещания развития трамвая — пришлось оставлять требование в письменном виде. Необходимые средства найти можно в том же бюджете, выделяемом на строительство дорог.
В целом даже такие публичные слушания — шаг вперёд. Теперь важно добиться полноценного рассмотрения внесённых предложений и поправок, чтобы их не положили в стол, приняв бюджет как он есть. Что ж, будем бороться.
Предложения и рекомендации по бюджету Москвы принимаются до на почту [email protected] до 18.00 6 ноября.
На слушания за вас сходил Михаил Чижов. Фото на обложке с сайта МГД.