Как сделать перекрёстки безопасными

8 марта 2020 г.

Перекрёсток — это не только пересечение улиц. Это большое общее пространство, где люди так или иначе взаимодействуют друг с другом в течение дня. Даже один человек может выступать в разных ролях на одном перекрёстке: переходить его по светофору, проезжать на велосипеде, идти с коляской, покупать что-то в магазине, расположенном рядом, или проезжать по нему на своей машине.

Но плохо спроектированные перекрёстки таят в себе опасность для всех. Просто поставить светофор и нарисовать зебру (никаких подземников!) зачастую недостаточно, чтобы исправить ситуацию. Важно сделать так, чтобы передвижение по ним было безопаснее и предсказуемее — но можно добиться и большего: создать новые общественные пространства, сделать воздух чище. Рассказываем, как этого достичь.


Не будьте формалистами

Если вы начинаете процесс, заранее зная, какие решения применить, вы можете не решить проблему конкретного места. Джеффри Тамлин, недавно назначенный главой дептранса Сан-Франциско, считает, что «если вы не эксперт, начинайте с выявления проблемы, которую пытаетесь решить, а не с выбора решения, которое решит неизвестно какую проблему».

Вместо этого определите, в чём конкретно заключается проблема. На перекрёстке много аварий? У водителей затруднён обзор, особенно в определённое время дня? Зелёный для пешеходов слишком короткий? Перекрёстком пользуется много велосипедистов, но у них нет обособленной велодорожки? Или, может, водители ездят с опасной для пешеходов и велосипедистов скоростью?

Кроме этого, если не знать заранее, что именно будет применяться, не придётся защищать несуществующие детали. Дуг Гордон, ведущий подкаста The War on Cars, утверждает, что «всегда найдутся те, кто будет сопротивляться изменениям и задавать нерелевантные вопросы. “Нельзя здесь делать выступы! Как будут поворачивать грузовики? А как парковаться?”» Открытость к новым идеям помогает преодолеть сопротивление отвлекающих.

Собирайте качественные данные

Сухие факты, особенно когда речь идёт о безопасности, очень важны при обсуждении проблемы с чиновниками. Например, ГИБДД публикует данные по смертности на дорогах, а на http://dtp-stat.ru/ их удобно визуализируют — становится понятнее, какие места наиболее опасны.

У проектировщиков наверняка есть довольно точные данные о том, сколько машин проезжает через перекрёсток. Данные о пешеходных и велосипедных потоках, или о привычках местных жителей используются реже — а это тоже должно влиять на то, как спроектирован перекрёсток. Важно также отслеживать открытие новых точек притяжения — магазинов, ресторанов и т.д. — они увеличивают потоки пешеходов. Поэтому важны точные данные не только о транспортных средствах. Можно записывать видео: к примеру, оно помогает отследить недостаточную длину зелёного для пешеходов. Если во время наблюдений происходят аварии — обязательно нужно это фиксировать, в том числе на фото.

При этом важно понимать настроения местных жителей, чтобы допущенные в прошлом ошибки не мешали будущим изменениям.

Работайте с теми, кто принимает решения

Походы на советы депутатов и в кабинеты чиновников — возможно, самая сложная часть, связанная с преобразованиями перекрёстков. Но так можно найти, кому писать обращения, как лучше всего это делать — и кто точно вас поддержит.

Попробуйте найти единомышленников — возможно, у них уже есть успешный опыт взаимодействия с депутатами или чиновниками. В конечном итоге за каждой публичной фигурой стоит живой человек, и писать злобные письма сразу во все департаменты — не лучшая идея. Но написать кому надо, что на соседней улице (или в другом городе, неважно) сделали хорошо и можно и у нас так же действительно стоит.

Выучите терминологию

Да кто такие эти ваши островки и выступы? Если вы хотите изменений — придётся разобраться, что это такое.

Книги вроде переведённого нами «Проектирования городских улиц» написаны для тех, кто принимает решения — но доступно для всех. В них можно почерпнуть кучу всего о том, какие изменения в каких условиях работают лучше, изучить специальные термины и увидеть их своими глазами на иллюстрациях.

А вот и те самые «выступы», которые сокращают длину пешеходного перехода

Глава отдела проектирования NACTO Зейб Бент видит работу проектировщиков в «создании такого дизайна улицы, который нивелирует человеческие ошибки. Многое в наших советах направлено на замедление потока машин до того уровня, на котором значительно снижается вероятность серьёзных последствий при столкновении.

Подумайте о детях

Аварии на дорогах — одна из основных причин детской и подростковой смертности. В некоторых странах, например, Норвегии, эту проблему удалось решить полностью — в прошлом году в авариях там не погиб ни один ребёнок. Этому помогла отдельная программа по повышению уровня безопасности у школ и детских садов. Такие программы есть во многих городах, их особенности могут быть разными — например, в Вене по утрам, когда дети идут в школы, близлежащие улицы вообще закрывают для личного транспорта.

Совет для родителей: привлекайте детей к обсуждению вопросов безопасности, это поможет ещё и научить их взаимодействовать с властями. Можно прямо приходить с ними на совещания и давать им выступить — это мощно выглядит, когда 10-летний мальчик или девочка описывает свой опыт, каково это — ходить в школу по улицам, где доминируют автомобили.

Не бойтесь недорогих и временных идей

Картинки по запросу "тактический урбанизм перекресток"

Тактический урбанизм всему голова. Необязательно сразу все гениальные идеи отливать в бетоне и огораживать гранитом. Ведро краски и столбики — отличный способ дать людям приспособиться к изменениям и изменить проект при необходимости.

Посещайте всё, что можете посетить

Публичные слушания, советы депутатов, собрания собственников — всё это отличные места, где можно попробовать донести свои идеи до других. Прежде чем идти на них выступать, попробуйте найти видеозаписи предыдущих или просто сходите присмотритесь, чтобы понимать, как лучше высказывать свою позицию.

Гораздо больший эффект, если вы не только придёте сами, но и позовёте своих соседей или друзей. Это не всегда просто: собрания могут проходить в неудобное время в неудобном месте, но тут уж как повезёт.

Многие проекты не принимаются без общественных слушаний. Поэтому если вы хотите, чтобы они были такими, как хотите вы (а не кто-то ещё) — приходите на них и отстаивайте свои взгляды.

Не двигайтесь. Выдвигайтесь!

Города не изменятся, если не изменится власть в них — и это открывает окно возможностей. Если больше ничего не работает, выдвигайтесь в депутаты в своём районе или городе: когда дело дойдёт до системных изменений по всему городу, уже вы будете решать, какими они будут.
По мотивам статьи на Curbed.
Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему