Кибергулаг расправил плечи

17 сентября 2020 г.

Мы уже освещали тему слежки за москвичами через городскую систему видеонаблюдения. За почти год с той публикации ситуация только ухудшилась.

В середине лета «Русская служба Би-Би-Си» сообщила, что четверть московских вагонов метро дополнительно оснастят камерами с системой распознавания лиц, потратив на это 1,4 миллиарда рублей. Огромные деньги тратятся на то, чтобы власти могли знать каждого, кто едет в метро — так себе неприкосновенность частной жизни, мягко говоря. Москвичам оставляли выбор: или едь в метро, зная, что за тобой следят, или пересаживайся на наземный общественный транспорт.

Но 14 сентября и этот выбор был значительно урезан. Распознавание лиц теперь хотят внедрить и в московские трамваи. Кибергулаг наступает по всем фронтам — надежда только на маски в общественном транспорте (они ещё и от коронавируса могут помочь). Впрочем, создатели систем распознавания лиц заявляют, что они как-то научились видеть даже сквозь маски.

Видеть они научились, а надёжно хранить данные — нет. На чёрном рынке можно относительно легко купить данные о перемещениях кого угодно — информация об одном человеке за месяц стоит всего 16 тысяч рублей. Анна Кузнецова, волонтёр «Роскомсвободы», которой удалось провернуть это дело, обратилась в суд с требованием перестать использовать систему распознавания лиц и компенсировать ей моральный ущерб. Это не первый иск такого рода в России: в прошлом году такое же требование выдвигала активистка Алёна Попова.

В Московской городской думе тоже звучат голоса против слежки. Перед принятием бюджета Москвы в прошлом году Дарья Беседина и фракция «Яблоко» внесли поправки, одобрение которых лишило бы финансирования все эти системы распознавания лиц. Вместо этого довольно крупные средства (7,5 миллиардов рублей) предлагалось направить на сохранение культурного наследия города. Но депутаты от «Единой России» показали, что для них приоритетнее: слежка или облик города.

Тем временем, всё больше городов и стран запрещают системы автоматического распознавания лиц. Широко идёт обсуждение подобного запрета в Евросоюзе, но там пока каких-то решений не принято. Зато неделю назад принято решение в Портленде, столице американского штата Орегон.

Запрет в Портленде уже успели окрестить «самым жёстким из принятых в США». По нему незамедлительно запрещается использование систем распознавания лиц государственными службами, а с 1 января — ещё и бизнесу. На разблокировку телефонов и ноутбуков он не распространяется. Помимо этого, уже действует запрет на распознавание лиц нательными камерами полицейских.

Городской совет Портленда принял это решение единогласно. В основном, на это повлияло два фактора: опасения за приватность и гражданские права жителей города, а также исследования, которые выявили несовершенство технологии при распознавании небелых и женских лиц.

Портленд — молодец, чего не скажешь о Москве. Там ценят невмешательство в личную жизнь и голосуют за это. У нас такими категориями не мыслят вовсе — и под соусом борьбы с терроризмом занимаются дорогостоящими бессмысленными вещами: рамками на входе, системой распознавания лиц.

А в современных городах места такой порочной практике нет, и тратить на неё миллиарды — это простое расшвыривание бюджетных средств.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему