Мы можем отобрать город у автомобилей

22 декабря 2019 г.

С 1920-х годов автомобили значительно изменили способы перемещения людей — неудобство перемещения на дальние расстояния ушло, и появился личный, быстрый и удобный способ добраться из точки А в точку Б. Города начали планировать для автомобилей, а в тех городах, что до этого существовали веками, приспособили для машин старые улицы.

Автомобили и инвестиции в дорожную инфраструктуру позволили людям жить дальше от центра города. Как результат — города расползлись. При этом зависимость людей от автомобилей — серьёзная угроза здоровью населения и окружающей среде.

По оценкам, в мире больше миллиарда автомобилей. Они увеличивают потребление энергии, являются причиной 70% выбросов CO2 в транспортном секторе, а также способствуют ожирению и развитию хронических болезней. Кроме этого, в авариях по всему миру ежегодно гибнут более 1,25 миллиона людей.

Разные города принимают меры, чтобы снизить доминирование автомобилей ради пользы для жителей и окружающей среды. Разумеется, чтобы произошли значительные изменения в проектировании городов и образе мышления людей, нужны десятилетия. Нет такого плана действий, который бы одинаково подходил всем городам, но есть несколько способов, которыми власти могут снизить зависимость людей от автомобилей и вернуть городское пространство пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту.

1. Введение зон без автомобилей или платных зон

Такая мера всё чаще встречается в городах по всему миру. Такие зоны, где запрещено или ограничено использование автомобилей, могут различаться по размерам и своей сути. В центрах некоторых городов, например, Копенгагена и Брюсселя, автомобили полностью запрещены.

Картинки по запросу city car free zone oslo

В других городах введены частичные запреты: например, в Мадриде в центр города могут въезжать только местные жители. Бельгийский Гент вообще практически полностью отказался от автомобилей, а в центре Лондона введён платный въезд — для автомобилей, которые больше загрязняют окружающую среду, или в часы пик.

Для того, чтобы ограничения работали, важно, чтобы власти заручились поддержкой общества. Например, ввести самую крупную зону с платным въездом в Великобритании в Большом Манчестере на референдуме не удалось — против было 79% голосов при явке 53,2%.

В Манчестере многие не поддержали предложения, потому что их недостаточно проинформировали. Возможно, сперва стоит провести эксперимент в меньших масштабах, например, в центре, а затем расширять его на другие части города.

2. Предоставление альтернативы в виде общественного транспорта

Многие люди, живущие в пригородах или на окраинах городов, могут негативно воспринимать ограничение автомобилей — как источник неудобств или даже как потерю свободы. Очевидный способ рассеять опасения — предоставить людям надёжный, гибкий и доступный общественный транспорт.

Должные инвестиции в общественный транспорт в долгосрочной перспективе принесут пользу. Например, существует общий тренд снижения автомобилепользования во многих городах Европы, США и Австралии. Этот тренд объясняется несколькими факторами, в том числе развитием общественного транспорта, ростом цен на топливо и большим количеством пожилых людей, которые меньше водят автомобиль.

Более того, молодёжь не торопится обучаться вождению и реже владеют автомобилями по сравнению с предыдущим поколением (окей, бумер). Если меньше людей будут водить, тем важнее доступность общественного транспорта как для молодёжи, так и для пожилых.

3. Перестройка города

Снижению автомобилепользования поспособствует и работа с базовыми факторами, такими как городское планирование. Нужны более плотные районы смешанной застройки с доступным жильём и качественным озеленением. Нужно дать людям возможность жить ближе к магазинам, рабочим местам и зонам отдыха, тем самым продвигая активные способы перемещения — пешком и на велосипеде.

Есть несколько примеров развивающихся таким образом городов — например, Масдар в ОАЭ и Великий город в окрестностях Ченду в Китае. Там пешеходы и велосипедисты имеют приоритет над автомобилями, идут эксперименты с электро- и беспилотными автомобилями. В таких новых районах все базовые услуги находятся в пешей доступности, созданы безопасные условия для пешеходов и развивается экологически чистый общественный транспорт.

Европейские города, такие как Копенгаген, Амстердам, Мальмё и Утрехт, перераспределяют городское пространство от транспортных средств с двигателем к немоторизованным и инвестируют в новую велоинфраструктуру. Обособленные велохайвеи, соединяющие пригороды с центрами городов, как это годами существовало для автомобилей не должны считаться чем-то невероятным.

без машин

Современная политика городов должна быть нацелена на изменение отношения жителей к своему городу, а также перестройку уже сложившейся окружающей среды. Как у жителей городов, так и у жителей пригородов должна быть возможность пользоваться надёжным общественным транспортом.

Самое главное: люди хотят быть услышанными и участвовать в проектировании изменений, которые напрямую их касаются. Если людям объяснить всю пользу от города без автомобилей, не останется препятствий для возвращения города людям.


Перевод Михаила Чижова. Оригинал.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 38 000 из 125 000 рублей

Еще статьи на эту тему