О смертях пешеходов надо говорить по-другому

16 марта 2019 г.

Она не переписывалась за рулём, не была в состоянии опьянения, не превышала скорость. Но всё равно 18-летняя Зоя Риэрдон из Атланты убила троих, включая маму и трёхмесячного ребёнка, находясь за рулём своего Jeep.

По крайней мере, такую линию защиты выбрал её адвокат на слушаниях по делу. И, по большому счёту, преуспел.

Риэрдон обвиняли по 9 статьям, включая непредумышленное убийство за рулём автомобиля, но приговорили всего к полутора годам условно и году лишения прав. Она продолжит обучение в колледже в Техасе.

Кетлин Мэри Хант и ее 3-месячная дочь Райли, убитые на дороге

Мнения насчёт приговора разделились. Некоторые назвали такой лёгкий приговор примером привилегий белых людей. Другие, хоть и отмечали, что ситуация ужасная, говорили, что в тюрьму сажать не за что. Темно ж было, говорят они. А жертвы, Кейтлин Мэри Хант, её дочь Райли и 61-летний друг семьи, шли не по переходу.

Но, как отмечает WSB Atlanta, в том месте, где Хант шла на концерт (пригороде Вудстока, штат Джорджия), вообще не было светофоров или пешеходных переходов. А записи с телефона показывают, что Риэрдон переписывалась со своим отцом за 2 минуты до аварии.

Вне зависимости от деталей конкретного дела, встаёт интересный вопрос — насколько водители ответственны за безопасность пешеходов, и как низко сейчас установлена планка. Какое наказание уместно для тех, кто непреднамеренно наносит тяжкий вред здоровью своим автомобилем?

Формулировки, предложенные адвокатами Риордэн, типичные для таких ситуаций, оказывают плохое влияние. Люди, убивающие других автомобилем, если они не пьяные, вряд ли вообще предстанут перед судом, не говоря уже о наказании и даже реальных сроках. Исследование Transportation Alternatives, проведённое в 2015 году, показало, что менее чем семи процентам водителей, ставших причиной смертей в Нью-Йорке, были предъявлены обвинения в нарушениях правил, повлёкших смерть.

Водители практически не несут ответственности. В описываемом случае Риэрдон нужно было всего лишь доказать, что она не переписывалась, не выпивала и не превышала скорость. В это же время пешеходов обвиняют в том, что они не делают ничего, кроме предписываемого законом: не носят яркую одежду и ходят после заката. (А в этом случае ещё даже ночь не наступила, только смеркалось).

Картинки по запросу driver killed the pedestrian

Более того, такой исходный посыл о поведении водителя создаёт ложную дилемму между преднамеренным насилием с использованием автомобиля и невинными ошибками, «неизбежным несчастным случаем», как это назвали адвокаты Риэрдон. Действительно, некоторые происшествия невозможно избежать из-за аномальных обстоятельств или неисправности транспортного средства, но большей части точно можно избежать за счёт внимательности и мер предосторожности. Есть широкий диапазон вариантов поведения водителей между полной невиновностью и преднамеренным нанесением ущерба. В эти варианты входят: неснижение скорости при появлении пешеходов, «срезание» поворотов на перекрёстках и даже агрессивное для пешеходов поведение на переходах.

Конечно, может быть тяжело применить эти варианты поведения во время судебных заседаний. Но защита Риэрдон задала логичные вопросы. Как внимательный водитель на безопасной скорости, как заявляют адвокаты, не смог заметить трёх пешеходов на дороге? Разве внимательный водитель не смог бы замедлиться достаточно, чтобы хотя бы не врезаться в них на смертельно опасной скорости? Женщины с детьми не бегают через дорогу.

Конечно, это всего один пример, но это ещё одна возможность более деликатно поговорить об этой чрезвычайной ситуации, из-за которой в прошлом году в США погибло более 6000 человек (в России — более 18 000).

И эта возможность так и останется упущенной, если водители всегда будут понимать, что вся ответственность перед пешеходами зависит только от того, пьяны они или нет. На дорогах нужно заботиться друг о друге, особенно о тех, кто наиболее уязвим. Приведённый случай — одна из крайностей, пример того, что может пойти не так, если этого не делать. Грустно, что из этого мы можем сделать неправильные выводы.


Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите редакцию:



Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему