Преобразование города: трамвай всему голова

10 марта 2020 г.

Изображение

Многие города пытаются обрести своё «новое будущее» после упадка промышленных производств. В американском «ржавом поясе», в европейских индустриальных центрах мэры стремятся одновременно вдохнуть новую жизнь и очистить город от загрязнений, вызванных тяжёлой промышленностью.

С этим столкнулся и Йылмаз Бююкершен в 1999 году, избравшись мэром 11-го по величине города Турции Эскишехира (население города в 1999 году — 473 тысячи человек, сейчас — почти 800 тысяч человек, что сравнимо с Тюменью).

Спустя много лет после расцвета как станции на железнодорожной линии «Берлин–Багдад», Эскишехир стоял в пробках и страдал от токсичных отходов. Его главная водная артерия, река Порсук, стала местом сброса отходов, угрожавшим населению города во время наводнений. Жители не видели у города перспектив.

Казалось бы, куда ещё хуже, однако всего спустя полгода правления Бююкершена в Эскишехире произошло землетрясение силой 7,8 баллов. Из-за него погибли 37 человек и была повреждена жизненно важная инфраструктура, включая несколько городских мостов.

Однако мэр вместе с широкой коалицией гражданских активистов использовали эту ситуацию на пользу города — катастрофа стала отправной точкой к его ревитализации: модернизации транспортной системы и улучшению качества воздуха.

Проект развития Эскишехира стал финалистом прошлогоднего конкурса WRI Ross Prize for Cities, где оцениваются лучшие городские проекты со всего мира

Дело не обошлось простой реконструкцией. Собранная мэром команда сразу же напрягла заинтересованных лиц — академиков (в городе расположен крупный университет), промышленников, торговую палату, активистов за права людей с ограниченными возможностями — для разработки первоочередных проектов модернизации города.

Строительная техника в первые годы правления Бююкершена была практически везде. Работы начались с реки: её очистили от мусора, на ней установили защиту от наводнений. После этого команда мэра перешла к подготовке новой системы общественного транспорта и созданию пешеходных зон в центре.

Картинки по запросу "Eskişehir Urban Development Project"

Жители города поначалу были рады не всем изменениям. Строительство начало досаждать, а владельцы магазинов в центре переживали, что разорятся из-за отсутствия парковки. Но такое отношение быстро изменилось.

Через два года после начала строительства открылась первая линия трамвайной системы EsTram, связавшей точки притяжения по всему городу — госпитали, университеты, парки и театры. Покупатели смогли приезжать в центр быстрее, чем раньше, и бизнесмены поняли, что напрасно беспокоились: количество покупок выросло. Высокий спрос побудил власти развивать трамвай дальше и делать больше пешеходных улиц.

Картинки по запросу "Eskişehir Urban Development Project"

Город построил заново или реконструировал 24 моста и «отбююкшехирил» тротуары в центре города. Возле реки открылось несколько новых парков, включая два крупных общественных пространства — Кент-парк и Парк культуры и искусства Сазова. Во всех проектах приоритетом была доступность для всех, включая маломобильные группы населения (колясочников, пожилых людей, родителей с детьми). Пологие мосты появились вместо крутых со ступенями, а трамвайные остановки построили вровень с полом новых трамваев. Эмел Капаноглу, передвигающаяся на коляске, заявляет, что для неё «это означало свободу. Когда общественные пространства приспособлены для людей с особыми нуждами, они становятся лучше для всех».

Поражает, как сильно в Эскишехире взялись за дело. Власти города вдохновлялись известными мировыми примерами: делали набережные, как в Амстердаме и Венеции, парки, как в Лондоне и Нью-Йорке, пешеходные зоны и музеи как в Париже. При этом всё, что делалось, было адаптировано под местную культуру, историю и нужды. По словам Бююкершена, вдоль реки начали открываться новые кафе, бары и книжные магазины, и стала развиваться сфера туризма.

Изображение

«Стала развиваться» — это мягко сказано: поток туристов из Турции вырос на 430%, а из других стран — на 820%. Экономика и окружающая среда начали процветать. Стоимость недвижимости возле трамвайных остановок выросла в три раза. В городе стало в три раза больше зелёных зон в расчёте на одного человека. Река Порсук стала чище и устойчивее к наводнениям.

Но главные изменения произошли в мышлении жителей города. Фатма Коркмаз, водитель трамвая, после окончания университета не могла найти работу. «Я родилась и выросла в Эскишехире. Раньше женщины не могли работать здесь. Нельзя было даже ходить одной. Я была беззащитной женщиной, теперь я сильная женщина. Потому что у меня есть работа, я зарабатываю, путешествую, исследую, учусь — я развиваюсь».

Перераспределение пространства от автомобилей к людям и природе создало сильные сообщества. Студент местного университета Мустафа Кюршат считает, что «взаимодействие людей, позитивная окружающая обстановка делают тебя частью города».


Благодаря проекту развития Эскишехира город стал поистине городом для всех. Градостроители, черпая вдохновение по всему миру, разработали своё уникальное видение — и теперь другие города уже заимствуют опыт Эскишехира. В 2014 году Брюссель запустил ландшафтно-архитектурный проект по образу и подобию преобразования реки Порсук. Туркменский город Аваза использует опыт Эскишехира в реконструкции мостов.

Бююкершен доволен: «Мы сделали это, чтобы жители Эскишехира гордились своим городом и хотели в нём жить, а жители других городов хотели сюда переехать. Вот, что означает — город, удобный для жизни».


Оригинал. Перевёл Михаил Чижов

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 5 220 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему