В погоне за счастьем

5 октября 2020 г.

Иногда определиться, на чём ехать на работу, бывает трудно. Влияют много факторов — нужно ли ехать в час пик, какая будет погода, что там с парковкой, сколько стоит проезд на общественном транспорте. В нынешние ковидные времена добавилась ещё одна головная боль: безопасность.

Процесс выбора способа передвижения так или иначе проходят все. Исследования показывают, что большинство людей выбирает наиболее удобный способ. Но «удобный» не всегда означает «лучший». Иногда важны и те моменты, о которых мы не задумываемся в первую очередь. Например, как различные виды транспорта воздействуют на настроение людей и как удобная связная транспортная система города влияет на психическое и физическое здоровье людей.


Важность вида транспорта

Большинство тех, кто ездит на работу и обратно в Арлингтоне, штат Вирджиния, в целом удовлетворены своими поездками — об этом заявили 64% опрошенных людей. Однако если посмотреть разбивку по видам транспорта, картина будет совершенно иная. Среди тех, кто в основном ходит на работу пешком или ездит на велосипеде, 92% довольны своими поездками на работу. Этот показатель ниже среди тех, кто обычно ездит на автобусе (74%) или метро (68%). Наименее довольными своими поездками оказались водители, которые ездят на работу поодиночке (54%) и с пассажирами (47%).


Я почему злой был? Потому что у меня велосипеда не было

Такие результаты неудивительны: многочисленные исследования и раньше показывали, что те, кто ходит пешком или ездит на велосипеде, более довольны своей дорогой на работу. Существует теория, что это связано с большей предсказуемостью таких поездок. Внезапная пробка или опоздание электрички — дополнительный источник стресса, которого можно избежать при полном контроле своей поездки. Обособленные велодорожки, правильно расположенные пешеходные переходы (наземные, разумеется) способствуют безопасной и предсказуемой по времени поездке и стимулируют более частый выбор велосипеда или другого вида микромобильности для ежедневных поездок на работу.

Помимо этого, езда на велосипеде или ходьба пешком полезны для здоровья. Об этом и свидетельствуют данные опроса жителей Арлингтона, и пишут в многочисленных исследованиях. Так, в одной из статей, опубликованных в Британском медицинском журнале, учёные выявили, что у тех, кто ездит на работу на велосипеде, на 46% меньше риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и на 52% — риск от них умереть. Среди пешеходов показатели несколько ниже, но тоже наблюдается такая взаимосвязь.


Поработать тоже можно

За рулём велосипеда или автомобиля практически невозможно прочитать новости или подготовить черновик рабочего письма, но многие это делают в общественном транспорте. Всё в том же опросе больше половины людей, которые пользуются общественным транспортом, ответили, что часто или иногда работают во время поездок.

Эти результаты подтверждаются исследованием учёных из Института технологий Джорджии, которые утверждают, что многие пассажиры общественного транспорта «ездили бы поодиночке, если бы не возможность поработать». Такой пользы для здоровья, как от езды на велосипеде, общественный транспорт не приносит, но у него другие плюсы.

Автомобили влияют даже на тех, кто на них не ездит

При всех плюсах для здоровья от велосипедов и даже учитывая возможность поработать в общественном транспорте, многие всё равно выбирают личный автомобиль — несмотря на то, что это снижает удовлетворённость от поездки. Неудивительно: для многих это всё ещё единственный способ доехать до работы. Интересно другое: даже если у людей нет машины, просто тот факт, что в теории у них есть возможность доехать на автомобиле, снижает удовлетворённость транспортной системой.

А как выбрать

На транспортный выбор каждого человека влияет множество факторов. Причём выбор становится проще, если доступны различные виды транспорта.

Транспортные планировщики и чиновники в значительной мере влияют на привычки горожан. В их силах сделать каждого более довольным и счастливым — и для этого в городах нужно развивать общественный транспорт, велосипедную и пешеходную инфраструктуру, поощрять микромобильность.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований на нашу деятельность
Собрано 577 256₽ из 700 000

Еще статьи на эту тему