Дом Пруткова
Парк и пруд вместо синего забора
Стать кандидатом
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

Округ

Сенной

Мандатов

10

Жителей

13 806

Результат Яблока на прошлых выборах в Петербурге

15% (в среднем по городу 10%)

В данный момент планируют идти

10 человек

Пространство расположено вблизи одного из самых оживленных городских центров исторической части города — Сенной площади. Одной стороной пространство выходит на живописный изгиб набережной канала Грибоедова, другой — на одну из оживленных барных улиц центра — Казанскую улицу. Участок расположен в нескольких шагах от Гороховой улицы, ещё одной людной барной улицы.

Пространство занимает центральное положение в популярном туристическом периметре Невский проспект — кварталы Достоевского — Исаакиевский собор.

Здесь одинаково присутствуют и местные жители, и студенты, и офисные работники, и туристы.

Пространство необходимо открывать людям.

Cегодня площадка не является открытым городским пространством — это огороженная законсервированная строительная площадка отеля на месте практически полностью снесенного в 2008 объекта историко-культурного наследия — здания пробирной палаты и пробирного училища. От него осталась только стена вдоль Казанской улицы и контур отпечатка корпуса, примыкавшего к брандмауэру соседнего здания. Здание также связано с именем вымышленного автора популярных в XIX веке афоризмов Козьмы Пруткова.

Со временем вырытый под основание отеля котлован заполнился водой, и теперь он выглядит как пруд с поросшими жидкой растительностью берегами. Впрочем, от сада пробирной палаты сохранилось несколько достаточно зрелых — высотой с окружающие здания — деревьев.

Все пространство буквально пронизано стержневыми железными структурами — каркас укрепления стен, бандаж брандмауэра, шпунт берегоукрепления пруда. Помимо этого везде на площадке прослеживаются останки былых художественных интервенций.

Фактически пространство представляет собой прямую инверсию всех и крайне различных сущностей, которое оно призвано представлять:

  • дом популярного писателя, которого никогда в действительности не было
  • в действительности этого дома нет (как и писателя никогда не было)
  • официально он зарегистрирован как объект историко-культурного наследия — статус объекта присужден фактически не существующему объекту
  • единственный объект, представляющий на стройплощадке объект строительства (здание) — это пруд: фактически анти-объект, предельно далекий по свойствам и образу от того, который должен был быть построен
  • вцелом площадка в непосредственном окружении плотной городской ткани исторического центра фактически представляет собой дикий лес с прудом — прямую полную антитезу окружения
  • пространство наполнено объектами искусства, но напрочь лишено какого-либо даже случайного зрителя

Проблемы территории

  • никаких планов по дальнейшей судьбе пространства неизвестно и не обсуждается — наблюдаемое его состояние это своего рода анабиоз;
  • пространство выключено из городской жизни и какого-либо использования больше десятка лет;
  • качество воды в пруду вызывает сомнение в санитарной безопасности;
  • корни растений разрушают остатки объекта историко-культурного наследия и окружающие здания;
  • в этой части города напрочь отсутствуют зеленые рекреационные пространства доступные местным жителям, острый дефицит детских игровых площадок и вообще нет открытых городских пространств приспособленных для хотя бы относительно длительного пребывания (ближайшее — сад Юсуповского дворца).
Что надо сделать в первую очередь
1.

Убрать заборы — открыть пруд к каналу Грибоедова и Казанской улице

Что здесь может появиться
Cуществующая ситуация
Решения
Cуществующая ситуация
Решения
Cуществующая ситуация
Решения
Концепция
  • нынешнее состояние пространства (анабиоз/коллекция антитез) является его ценностью;
  • дизайн решения сохраняет и воспроизводит весь набор ценностей, не теряя ни одной, реабилитируя утраченные;
  • открытое общедоступное рекреационное пространство;
  • временное решение, пока не наступит реализация планов капитального освоения пространства;
  • интроверсия — посреди плотного старого города вы входите в несуществующий дом никогда не жившего ни в нем, ни на свете писателя и сразу попадаете в лес на берег пруда;
  • там вы находите привычные или недостающие вам общественные функции, но в непривычном формате — плавучий танцзал, буфет (обычно стоит внутри столовой, но здесь — вроде как в доме, но в действительности снаружи), комнаты в виде беседок, заросли;
  • использование местных достоверных аутентичных материалов (керамическая плитка/кирпич/мебель/оборудование/растения в кадках);
  • местные провайдеры активностей и общественных функций пространства (из непосредственного окружения).
Решения
  • стены покрываются укрепляющим антисептическим покрытием — во избежание дальнейшего осыпания, важно сохранить в распознаваемом виду абрис снесенной Пробирной палаты на брандмаурере;
  • высокая растительность по периметру пруда сохраняется, она образует обстановку романтического заросшего сада;
  • дно пруда засыпается светлым гравием, а вдоль периметра по стороне набережной канала Грибоедова в пруд высаживаются водолюбивые растения, способствующие очистке воды пруда;
  • грунт по периметру между стенами и шпунтом края пруда засыпается светлой гравийной засыпкой и накрывается прессованным настилом, обеспечивающим равномерную ширину прохода вдоль стен;
  • по периметру пруда устраивается понтон с дощатым покрытием — для непосредственного доступа к воде;
  • вдоль брандмауэра располагается “бесконечная” скамья, согнутая из прессованного настила. Сквозь нее местами пробивается уже разросшаяся там растительность. Отсюда наиболее эффектный вид на закаты в городской застройки, тополя и изгибы набережной канала Грибоедова, танцы на плавающей гостиной;
  • вдоль стены Пробирной палаты по Казанской улице располагаются буфеты окрестных гастробаров — в них можно купить/раздобыть еды и расположиться на понтоне или скамье, забронировать кейтеринг плавучей гостиной;
  • плавучие гостиные — понтоны в размер залов Пробирной палаты и объемным линейным абрисом их объема и лепнины. Покрытия плавучих гостиных — керамическая плитка из домов исторического центра, переживающих капитальный или косметический ремонт. Посредством интернет-портала можно бронировать гостиные под различные события на определенное время и сервисы в них (кейтеринг, оборудование, музыкальное сопровождение, прокат коньков или радиоуправляемых моделей кораблей и т.п.). Мебель и оборудование плавучих гостиных — полимеризованные (из биодеградирующего пластика) слепки салонной мебели XIX (для погодной стойкости)
  • плавучие статуи — элементы салонного убранства XIX (канделябры, кариатиды, арапы с опахалами и т.п.) — слепки из биодеградирующего пластика (также для погодной стойкости) служат также и для освещения пространства;
  • забор, отделяющий участок от набережной, демонтируется и заменяется на кустарники, высаженные в засыпке светлым гравием. Кустарники образуют невысокий — в высоту машин — барьер, отделяющий сад от автомобильного движения на набережной;
  • навигационные и информационные стенды у входов на участок повествуют о пробирной палате, пробирах, козьме пруткове, проекте отеля, художественных интервенциях и об инициативе “прутков пруд”. это необходимо чтобы место помимо сиюминутной общественной пользы также сохраняло и транслировало всю сложность истории места и его эфемерность. Помимо стендов эти культурные коды транслируются в дизайне происходящего — абрисах плавучих залов, мебели и оборудования, характере происходящего;
  • все остатки художественных интервенций остаются там, где они есть, дополняя дух места;
  • в зимний период вода в пруду замерзает, образуется каток, у буфетов можно арендовать коньки;

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Мы проводим предпроектный анализ, социально-культурные исследования. У нас богатый опыт проведения проектно-образовательных семинаров и команда для выработки и воплощения идей.

Единственное, чего у нас нет — открытых к диалогу муниципальных депутатов, представителей администрации и, главное, взаимодействия. А это ключевые участники, без которых невозможна реализация.

Над концепцией работали:

Теоретическая часть: design unit 4
Проектирование: design unit 4
Иллюстрации: Olesia Gonserovskaia
Координация: Алексей Арушанян

Если у вас есть предложения по участкам проектирования или желание помочь со сбором данных, разработкой концепций — пишите координатору в телеграм @arushanynec

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению