Эльфийский сквер
Культовому скверу — достойное наполнение
Стать кандидатом
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

Округ

Дмитровский

Мандатов

10

Жителей

53 847

Результат Яблока на прошлых выборах в Петербурге

10% (в среднем по городу 10%)

В данный момент планируют идти

4 человека

Дмитровский сквер, в народе больше известный как Эльфийский, — это место, любимое многими петербуржцами, даже теми, кому нечасто доводится в нём бывать.

Его социально-культурное значение распространяется далеко за пределы местного локального сообщества.

В 18 веке тут селились служители Конюшенного двора, а в начале 19-го появился яркий пример северного модерна — дом Бубыря и Васильева. Редко кого оставляют равнодушными хлёстко, почти анимешно рисованные детали и сюжеты, главные герои которых — ежи, рыбы, змеи, совы, тролли, ёлки, шишки, снежинки и другие элементы северного эпоса, подкреплённые каменными и деревянными резными деталями эркеров, балконов, фасадов, окон и дверей, с приземистыми пропорциями, гротескно усиленные фактурой материалов.

В 70-80-е годы сквер облюбовали участники Ленинградского андерграунда, о чём свидетельствует столб с указателями «Казнь 530м» «Сайгон 230м», табличка «Охраняется народной памятью» и цветочная клумба в форме пацифика.

В 90-е на углу располагалось кафе «Эльф», отсюда и пошло народное название сквера «Эльфийский» или «Эльфовский».

С 1995 по 2008 годы один из самых известных и уважаемых архитекторов города Юрий Земцов вел неотступную борьбу за застройку участка сквера по своему проекту, упорно называя его «лакуной». Только яростные протесты горожан и личное вмешательство губернатора положило конец этим попыткам.

Кроме богатой истории налицо очевидные упущения:

  • сад со всех сторон окружён припаркованными машинами, которые перекрывают часть тротуаров и пешеходные переходы. Из-за большого количества машин сад не просматривается с перекрестка и противоположных сторон улиц;
  • пешеходные переходы плохо организованы и небезопасны;
  • пространственно сад напрочь отрезан оградой и разницей в уровнях от давшего ему народное название кафе, что лишает гостей единственного всесезонного сервиса на территории сквера, а общественные пространства без общественных сервисов деградируют;
  • кафе под натиском припаркованных автомобилей и места для пешеходного трафика напрочь лишено возможности выставить столики в теплую погоду;
  • пространство газона в садике используется только для выгула собак;
  • садик окружен граффити, имеющими не протестный, но заявительный характер. Лишь редкие из них можно признать совместимыми с атмосферой сада;
  • дизайн оборудования сада разностилен и невыразителен:
    • детская игровая зона не соответствует уровню культурного городского объекта и приравнивает его к обычному двору в спальном районе;
    • вместо «исторической» среды одна бутафория — фонарики и мощение плиткой намекают на причастность пространства к чему-то «историческому»;
    • дизайн скамеек намекает на растительные формы, условно их можно причислить не то к эльфийской теме, не то к литой ограде сада, хоть и не без некоторой натяжки;
    • указатель и мемориальная табличка выделяются стилистикой хипповатого DIY, что также не соответствует культурно-исторической атмосфере сквера;
    • оборудование сквера не поддерживает стиль северного модерна — каждый, кто приходит в сад, находит для себя что-то свое, но вместе с тем цельность культурной идентичности сада крайне размыта.
Как это может выглядеть
Проблемы
Решения
Что сделать
  1. Сохранить всё, что имеет отношение к заботе о садике и к его актуальному культурному значению: указатель, клумбу-пацифик, мемориальную табличку, дубы, высаженные жителями.
  2. Мемориальную табличку совместно с авторами и инициаторами превратить в более стойкую к погодным условиям Петербурга, а также включить в неё больше сведений, имеющих социально-культурное значение.
  3. Совместно с людьми, которые ухаживают за клумбой-пацификом выбрать менее дорогостоящие и простые в уходе долгосрочные многолетние растения.
  4. Реорганизовать перекресток, пешеходные переходы и парковки. Сделать пространство безопасным и организованным: устроить «приподнятый» перекресток в уровне тротуаров; сузить ширину полос движения до необходимого минимума; сделать яркое мощение, которое будет выделяться на контрасте с асфальтным покрытием; устроить полосы тактильного мощения перед пешеходными переходами.
  5. Исключить места парковки перед садом и кафе — расширить тротуар и установить освещаемые озеленённые ограничители.
  6. Тротуары выделить различным мощением:
  7. полосы пешеходного транзита;
  8. области, свободные от пешеходного транзита;
  9. области въездов во дворы и подворотни с приоритетом пешеходному движению.
  10. Организовать дополнительный доступ в сквер со стороны кафе, установить три ступени с амфитеатром.
  11. Повысить функциональность газона:
    • защитить периметр газона полосами отсева, оборудование, включая хипповый указатель, установить в окружении «сухих» зон отсева;
    • установить по периметру газона «длинную скамью», которая вернёт «ящик с песком», вокруг которого, судя по старым фотографиям, нередко одновременно разворачивалось множество различных сюжетов — люди беседуют, рисуют, декламируют стихи, музицируют, играют в шахматы и т.п.
  12. Эта же “длинная скамья” заменит ограждение с наружной стороны сада и будет работать скамейкой в уровне тротуара — это сделает причастными к саду проходящих мимо, а также расширит функционал кафе и укрепит его связь с садом. Важно сохранить фрагменты нынешнего литого ограждения в качестве культурного кода сада.
  13. Установить в саду качели с навесом. На старых фотографиях видно, что в саду был ряд обычных стандартных качелей, которые пользовались популярностью.
  14. Выработать стилистику всего оборудования и ограждений сада, соответствующую эльфийской тематике и эстетике северного модерна, но не копирующую его и не оставляющую сомнений в своей современности.
  15. Заменить освещение сада.
  16. На стене дома Бубыря, обращенной в сад, разместить «каменный ксилофон». По паттерну он напоминает популярную в эпоху модерна отделку камнем «лещанка», помимо этого, такая специфическая «поверхность на относе от стены» не располагает к нанесению граффити, делая его нечитаемым. Этим же камнем с паттерном нужно проложить мощёную «сухую» дорожку между входами в сад.

Чтобы вышеописанные изменения произошли, необходимо провести серию тематических рабочих семинаров с жителями района, посетителями сквера, группами, связанными с садом социально-культурными интересами, дизайнерами и дендрологами.

Темой семинаров должны стать ценности, культурные коды места, детали функционала и дизайна решений, безопасность и комфорт общественного пространства.

Одна из важнейших целей публичных обсуждений — укрепление сообщества сквера вокруг его нового дизайна и избежание отторжения объекта в связи с его преобразованием.

Все изменения должны раскрыть историю места и его потенциал, сохранив и укрепив его идентичность.

Принципы, характеризующие эффективность современного городского пространства.

расстановка приоритетов пешеходов перед автомобилями
разграничение потоков людей и транспорта
безбарьерная среда для всех групп населения
организация точек общественного питания
места для активностей
навигация и освещение
организация зеленых насаждений и водных развлечений
привлечение прокатов и обслуживающих компаний
развитие истории места

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Мы проводим предпроектный анализ, социально-культурные исследования. У нас богатый опыт проведения проектно-образовательных семинаров и команда для выработки и воплощения идей.

Единственное, чего у нас нет — открытых к диалогу муниципальных депутатов, представителей администрации и, главное, взаимодействия. А это ключевые участники, без которых невозможна реализация.

Над концепцией работали:

Теоретическая часть: design unit 4
Проектирование: design unit 4
Иллюстрации: design unit 4
Координация: Алексей Арушанян

Если у вас есть предложения по участкам проектирования или желание помочь со сбором данных, разработкой концепций — пишите координатору в телеграм @arushanynec

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению