Казанский сад
Асфальтовая парковка вокруг важнейшего собора Петербурга или площадь с открыточным видом, фруктовым садом и пешеходной набережной вдоль воды
Открой дверь переменам!
Муниципальные выборы пройдут
в Санкт-Петербурге в сентябре

У Санкт-Петербурга — огромный потенциал для комфортной городской жизни. Центр Петербурга состоит из уютных площадей, узких улиц, невысоких домов, мостов, каналов, набережных и парков. По архитектурному богатству Петербург, пожалуй, опережает многие европейские города.

Кроме типовой городской среды, в Петербурге есть множество выдающихся памятников архитектуры, на которые съезжаются посмотреть со всего мира. Несмотря на особое внимание со стороны жителей и туристов, площади вокруг зачастую оккупированы автомобилями. Там нет места пешеходам и общественным функциям.

Таким участкам нужны другие приоритеты использования открытого городского пространства.

Казанская площадь — это четыре гектара городской территории. На них расположены: кафедральный собор, два сквера (Воронихинский и Казанский), примыкающие фрагменты Невского проспекта, Казанской улицы и набережных канала Грибоедова. А еще это почти семь тысяч квадратных метров парковок.

Существующая ситуация

Недавно Красивый Петербург провел общественную инспекцию территории вокруг Казанского собора. Там много верных рассуждений на тему автомобильного беспредела.

Ключевой момент — в отсутствии ограничений въезда на территорию вокруг собора. Следствие этого — парковочный хаос и пустая платная парковка.

Текущая стратегия работы с парковками ошибочна. Нет смысла делать огороженные территории со шлагбаумами, охраной и видеонаблюдением. Нужно просто запретить въезд, а всю парковку вдоль близлежащих улиц превратить в платную городскую парковку, с системой лояльности для местных жителей.

Проведенное нами исследование показало, что вокруг собора в разное время паркуются от 100 до 250 автомобилей, при пешеходном транзите в десятки тысяч человек.

Выявленные проблемы:

  • Автомобильный дисбаланс по всему периметру Казанского собора;
  • Забор вокруг собора не позволяет горожанам туристам гулять по колоннаде. Общественное пространство вдоль Невского проспекта теряет свой потенциал;
  • Плохо организованы остановки общественного транспорта. Остановка не рассчитана на 3 маршрута, нерегулируемая парковка часто тормозит проезд троллейбусов;
  • Из-за диспетчеризации троллейбусов на узкой Казанской улице происходит скопление 3-4 машин одновременно. Нужно перенести диспетчерскую на конечную с другой стороны маршрута;
  • На набережной канала Грибоедова нет удобной низкой набережной;
  • С южной стороны мало озеленения;
  • Нет места общественным функциям, всё пространство занято автомобилями;
  • Плохо организован общественный туалет.
Что делать

Казанский собор — это один из крупнейших в Санкт-Петербурге, памятник культурного наследия федерального значения. Каждый день его посещают десятки тысяч прихожан, жителей города и гостей Петербурга со всего мира. Автомобилисты занимают меньше 1% от их числа. Поэтому необходимо:

1. Запретить въезд на территорию Казанского собора, исключить любую постоянную парковку — хаотичную, служебную, платную со шлагбаумом и охранниками;
2. Все окружающие улицы вокруг собора: набережную канала Грибоедова, Казанскую улица, Думскую улица, Ломоносовскую, переулок Сергея Тюленина превратить в платную городскую парковку с системой лояльности для местных жителей;
3. Перенести диспетчерскую ТБ 17 на другой конец маршрута, исключить простаивание троллейбусов на Казанской улице;
4. Убрать заборы вокруг колоннады и Казанского сквера.

Эти шаги разгрузят пространство вокруг и наполнят территорию новой жизнью.

Далее необходимо проводить проектные семинары с жителями, прихожанами, администрацией, предпринимателями, студентами ближайших университетов для формирования нового функционального наполнения открывшихся общественных пространств.

Вот принципы, которые определяют эффективное и современное открытое городское пространство.

расстановка приоритетов пешеходов перед автомобилями
разграничение потоков людей и транспорта
безбарьерная среда для всех групп населения
организация точек общественного питания
места для активностей
навигация и освещение
организация зеленых насаждений и водных развлечений
привлечение прокатов и обслуживающих компаний
развитие истории места
Как это может выглядеть на примере Казанского сада

Главная миссия проекта — преобразовать асфальтовое пространство, сплошь запаркованное автомобилями и экскурсионными автобусами, в систему мест, у каждого из которых будет свое имя и характер.

Вместо парковки между Казанским собором и набережной канала Грибоедова может появиться три таких места:

Восточная площадь

Пространство перед алтарной частью Казанского собора, место для отдыха, неформальных встреч и созерцания панорам канала Грибоедова, а также площадка проведения временных ярмарок, воскресных и праздничных базаров. Казанская площадь – одно из немногих мест на набережной канала Грибоедова, где нет транзитного автомобильного движения, поэтому после ликвидации парковки здесь должна появиться широкая набережная для прогулок, вдоль которой будут расположены скамейки и приподнятые декинги для сидения. Озеленение оживит пространство, поэтому важно высадить кустарники, злаки и цветущие многолетники.

Южная площадь

Сегмент Казанской площади между южным фасадом собора и соседним кварталом жилой застройки. Это событийное пространство, где могут проходить небольшие фестивали, тематические вечера и выставки под открытым небом. Это место изолированно от основных транзитных потоков и ключевых «открыточных» видов, поэтому для него подходит такой формат, который позволяет гибко и недорого адаптироваться под меняющиеся нужды. В «мирное» время между событиями на площади размещаются столики летних кафе и фудтраки, которые вместе с ресторанами, расположенными в первых этажах соседних домов, образуют подобие гастрономической площади, одинаково хорошо подходящей для романтических ужинов и быстрых перекусов.

Дугообразный Яблоневый сад

Отсылка к неосуществленным планам архитектора А. Н. Воронихина по возведению южной колоннады Казанского собора. Такое решение позволит не только символически завершить композиционный замысел архитектора, но и компенсировать острую нехватку деревьев на набережных канала Грибоедова. Воронихинская колоннада, материализовавшаяся в виде фруктового сада, может стать одним из наиболее узнаваемых новых символов города, а его ароматное цветение в мае и июне — новым городским сюжетом, объединяющим вокруг себя туристов и жителей города белых ночей.

Варианты преображения
Проблема
Решение

Концепция — это начало разговора о том, как нужно работать с подобными местами в Петербурге и чьи интересы необходимо учитывать.

Эти преобразования ответят на запросы и требования горожан и города при соблюдении следующих шагов.

Дорожная карта преобразования открытого городского пространства

1.

Картирование ограничений, потенциалов и проблем участка

2.

Социально-культурное исследование

3.

Проектно-образовательные семинары с операторами общественных функций: жителями, администрацией, предпринимателями

4.

Эскизный проект, общественные слушания

5.

Проектный семинар с администрацией, проектирование дорожной карты реализации проекта

Мы проводим предпроектный анализ и социально-культурные исследования. У нас богатый опыт проведения проектно-образовательных семинаров и собрана команда для выработки и воплощения идей.

Единственное, чего у нас нет — открытых к диалогу муниципальных депутатов, представителей администрации и, главное, взаимодействия с ними. А это ключевые участники, без которых невозможно реализовать проект.

Над концепцией работали:

Теоретическая часть: ПапаУрбан, design unit 4,
  Анатолий Хозяинов
Проектирование: ПапаУрбан
Иллюстрации: Сергей Кеба
Координация: Алексей Арушанян

Если у вас есть предложения по участкам проектирования или желание помочь со сбором данных, разработкой концепций — пишите координатору в телеграм @arushanynec

Проект работает на частные пожертвования
Поддержать проект

Другие проекты по преображению