Почему вашей бабушке тяжело жить в Москве

March 9, 2017

Сегодня хочется поговорить о наших бабушках.

В повседневной суете мы совсем не думаем о том, каково им в нашем городе. Когда мы несёмся на работу, мы не замечаем, как они обходят каждую кочку и наледь, рискуя упасть. Не видим, как они мучаются, вскарабкиваясь на высоченный тротуар. Проезжая с ветерком на автомобиле мы сознательно забываем о том, что ради своего комфорта мы загоняем любимых бабушек с ревматизмом в очередной подземный переход. А когда приезжаем домой и занимаем парковочное место у подъезда, нам не приходит в голову вопрос: «А есть ли такое же место для бабушки во дворе? Да и вообще в городе?»

Для исследования мы пригласили бабушку нашего щукинского депутата Насти Брюхановой и походили с ней по Щукино.

Мы сходили в привычные магазины, забрали пенсию в Сбербанке и оплатили счета, съездили в поликлинику, погуляли в парке. Так как зачастую бабушки помогают своим детям с воспитанием внуков, мы сходили в детский сад и школу, будто провожая внука на уроки.

Когда бабушка вышла из дома, она сразу поняла, что ей на улице не рады. За прошедшие годы асфальт перекладывали-перекладывали, а о тротуарах забыли. Бабушке приходится идти прямо по дорогам, рискуя быть задетой автомобилем.

На исследуемой территории только один пешеходный переход оборудован светофором. Все остальные — нерегулируемые. Например, переход на улице Берзарина около дома 8 расположен сразу за слепым поворотом, поэтому автомобили несутся на большой скорости и начинают тормозить в последний момент, когда замечают лежачий полицейский. Его страшно переходить.

Даже внутри кварталов автомобили в приоритете. Зачем делать пешеходные переходы? Пусть лучше машины быстрее едут. В нужных местах, например, около детской поликлиники и детского сада, перехода нет. Бабушка вынуждена быть нарушителем-рецедивистом, ежедневно перебегать улицы в неположенном месте. Лишние 100 метров пути для нее порой не под силу.

Чтобы перейти Тепличный переулок, люди вынуждены идти прямо по дороге наравне с автомобилями. Другого пути тут попросту нет: нет официального перехода.

Водитель не только рыцарь дорог, но и рыцарь дворов. Ни о каком приоритете пешеходов речи и быть не может. Все сделано для машин: длинные прямые проезды, по которым можно гонять, комфортные парковки со всех сторон. Про пешеходов не думают, даже тротуары закопали под новые парковки. Вот и приходится бабушке воевать с машинами за право ходить.

Лихач очень торопится, поэтому бабушке пришлось отбегать к помойке. Эта её битва проиграна.

Как это ни удивительно для наших чиновников, но важным элементом обеспечения безопасности является уличное освещение. Его недостаток влечет за собой опасность как с безопасностью движения, так и рост преступности. На исследуемой территории освещены только дороги. Наверное, бабушка должна быть оборудована фарами и приборами ночного видения. Иначе никак не объяснить, почему не освещены дворы и тротуары.

Изучая хроники МВД и отчет начальника ОВД Щукино, волосы дыбом вставали: ограбления, нападения, угоны. А ведь часть преступлений можно было предотвратить просто осветив дворы и улицы.

Походы в магазин и по делам для бабушки тяжелое упражнение. С возрастом ходить становится сложнее, болят колени, кружится голова, видишь хуже, устаешь быстрее, хочется как можно сильнее сократить дорогу, несмотря на риск и неудобства.

Тротуары и дорожки расположены хаотично и не связаны друг с другом. Поэтому приходилось идти «народными тропами»: например, у поликлиники нет прямого прохода от остановки до перехода, тротуар бац — и обрывается в десятке метров от перехода. Асфальт пожалели. Чтобы не идти по грязи, приходится обходить лишние 50 метров.

Немалых страданий бабушке, да и другим людям, доставляют различные барьеры: высокие тротуары, подземные переходы.

Вместо перехода через железную горку — древнерусский аттракцион. Деревянная ледовая горка! Кому-то, видать, поручили смастерить переход из подручных средств. Он жутко скользкий, бабушке было очень сложно пройти по нему.

Впрочем, подобные зимние аттракционы разбросаны по всему району: и катки, и горки. Все мы знаем, что коммунальщики обожают зиму. По статистике, количество уличных травм в зимнее время в целом в 2–3 раза выше, чем летом. Пожилым людям приходится идти очень медленно и осторожно, чтобы не упасть. 93% всех переломов шейки бедра приходится на пожилых женщин. Зная это, уже сложно отпускать свою бабушку одну ходить по таким улицам.

Прыгая с тротуара на тротуар, а если ещё и несешь тяжелые сумки, хочется присесть и отдохнуть. А негде, лавочек не хватает.

Топ-1 нашего негласного рейтинга самых ужасных мест района занимает проезд между домом 8 по улице Маршала Малиновского и торговым центром «Дарья». Все пространство заставлено машинами и грузовиками, тротуары или запаркованы, или заставлены странными клумбами, ямы, грязь и толкучка. Тут нет ни одного фонаря, поэтому вечером тут ничего не видно.

А это ведь даже не Омск. И всего в 20 метрах от метро!

Пожилые люди очень часто обращаются за медицинской помощью, поэтому мы съездили в поликлинику. Она находится очень далеко, пешком не дойти. С 39 маршрутом автобуса сразу возникла неразбериха, так как на нашей остановке он останавливается как при пути в центр, так и из центра. Необходимо очень внимательно проверять куда он едет. Попробуй разберись тут!

Поездка в поликлинику заняла 17 минут, из них 10 минут мы потратили на оттянутый разворот (больше половины всего времени!). Зато для автомобилистов светофоров нет, а бабушка за них конечно же рада.

Ну и напоследок стоит отметить эстетическое восприятие района: обилие рекламы и другого визуального мусора, глухие фасады — стандартные московские проблемы, и Щукино не исключение.

Про приподнятые пешеходные переходы мы слышали, а вот с приподнятыми парковками в Щукино столкнулись впервые. Это вход во двор бабушки. Справа глухой забор детского сада, а слева - парковка на уровне лица. Представьте, насколько бабушке будет приятно, если кто-то решит завести машину.

Что имеем в итоге? На исследуемой части района Щукино обнаружена целая совокупность проблем, связанных с пешеходной инфраструктурой: она, в первую очередь, разрозненна (маршруты передвижения не представляют из себя единой сети), небезопасна, некомфортна как для транзитного движения, так и для времяпровождения. Связано это в первую очередь с тем, что не предпринимается никаких мер для того, чтобы обеспечить:

Связанность и максимальную прямолинейность пешеходных маршрутов;

Связанность районов, разделенных проездами;

Максимальное разделение разных видов потоков: пешеходных и автомобильных;

Снижение скорости движения автомобилей на внутриквартальных и дворовых территориях;

Достаточное уличное освещения;

Безбарьерную среду;

Удобный, комфортный и быстрый общественный транспорт для жителей;

Формирование эстетически приятной городской среды.

Исследуемая территория района Щукино не приспособлена для передвижения пожилых пешеходов: передвигаться по району небезопасно, неудобно, некомфортно и эстетически неприятно.

Исследование целиком можно увидеть по этой ссылке.

О том что с этим можно сделать, и как приспособить район для бабушек, читайте в следующем посте.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 070 из 60 000 рублей
Щукино: делаем район удобным для жизни
Текущий проект

На территории района мы с 2012 года проводим исследования. Посчитать количество автомобилей, найти для них парковочные места, изучить схемы движения транспорта и предложить оптимизацию, дать рекомендации по реконструкции парка, скверов или набережной, — вот неполный список наших дел. Хотим сделать много отличных зон притяжения, где будет приятно и интересно находиться, а весь район — удобным для жизни.

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 070 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему