Согласно новой транспортной схеме, к 2025 году в Нижнем Новгороде должна появиться трамвайная линия в микрорайон «Щербинки». Она должна пройти на юге города через промзону, за заводом «Салют» и вдоль гаражных массивов. Однако такой трамвай не будет ни удобным, ни эффективным, и тому есть целый список причин.
По Щербинкам линия планируется по самой окраине микрорайона — улице Голованова. Многоквартирные дома есть только с одной стороны улицы, с другой — гаражи и сады, пассажиропоток из которых минимален. По генплану развитие этих территорий не планируется. Жители же домов к западу от проспекта Гагарина до трамвая просто не пойдут — автобусные остановки вдвое-втрое ближе. Таким образом, охват линии будет очень низким. Кроме того, проходящая в стороне от других маршрутов по проспекту Гагарина трамвайная линия будет отнимать у них пассажиров, из-за чего общая эффективность транспорта в районе будет ниже.
Вдоль планируемой линии на участке от Мызы до улицы Ларина и даже чуть дальше практически нет жилья. Здесь находятся склады, куда люди приезжают на своих автомобилях. По большей части улицы Шапошникова даже не ходят автобусы — это просто не требуется.
Да, вдоль проспекта Гагарина между Мызой и Ларина тоже почти нет домов, зато вариант ветки по проспекту получился бы значительно короче: продвигаемая властями трасса отдаляется от проспекта Гагарина почти на километр, потом приближается обратно. Это дополнительные 2,5 км (7,1 км вместо 4,6 км по проспекту), которые не увеличат пассажиропоток, но увеличат время в пути и стоимость строительства.
Это ещё не всё. У такой трассы как минимум 7 резких поворотов, в которых трамвай должен замедляться до 15 км/ч, а также постоянные спуски и подъёмы различной крутизны, где скорость будет ограничена 20−25 км/ч (см. картинку ниже). И даже те горожане, для которых трамвай ближе автобуса, могут предпочесть последний — он просто будет быстрее.
Долгий путь не только отталкивает пассажиров, но и несёт в себе сложности в эксплуатации. Сейчас путь до Мызы из трамвайного депо №1 занимает примерно полчаса (остальные депо сильно дальше). По прямой линии в Щербинки это время увеличится примерно до 40 минут, а по «кривой» — до 50 и более. На «пиковых» графиках, когда вагон дважды в день выходит и заходит в депо, длинная линия съест лишний час, в течение которого вагоны могли бы возить пассажиров.
Планируемая траектория затрудняет дальнейшее продление линии в Новинки. Скорее всего, оно вообще не состоится, и жители новоприсоединённых территорий не получат другого транспорта, кроме автобуса.
В предыдущей редакции комплексной транспортной схемы планировалось логичное продление вдоль проспекта Гагарина и даже новое строительство ветки от «Электрона» до площади Лядова, позволяющее реализовать потенциал трамвая как массового скоростного транспорта и направить автобусы на другие маршруты, где их не хватает. Вместо этого, прикрываясь снижением задублированности, удешевлением строительства и словами «ну это будет обычный трамвай, не скоростной», разработчики новой транспортной схемы исковеркали линию и в принципе исключили возможность сделать трамвай магистральным транспортом.
Если мы хотим, чтобы трамвай в Щербинки стал скоростным видом транспорта, альтернативой метро, то линия должна идти по проспекту — максимально прямо и с наибольшим охватом жилья и точек притяжения. Конечно, для этого также необходимо реконструировать и полностью обособить существующие пути от Мызы до центра. Но если новая линия будет проложена неправильно, то про удобный трамвай в Щербинки можно точно забыть.