Хорошая современная система общественного транспорта привлекает людей — и они чаще становятся её пассажирами, а не выбирают для своих ежедневных поездок автомобиль. Это со всех сторон хорошо: в городе становится меньше пробок, машины требуют меньше места, общественный транспорт становится менее убыточным. Чтобы создать такую систему, требуется политическая воля — причём одновременно к развитию общественного транспорта и ограничению движения автомобилей.
Важно, чтобы транспорт был надёжным — для этого он не должен ездить в одном потоке с автомобилями, чтобы те ему не мешали. Обособленный трамвай или скоростной автобус, ездящий по выделенкам — отличный способ организовать работу магистральных маршрутов.
Общественный транспорт Орла современным назвать трудно. Всего 7 маршрутов троллейбусов, одна линия трамвая и куча хаотичных маршрутов автобусов и маршруток, почти все действующие машины высокопольные — это не та система, которую заслуживает современный город. Само трамвайно-троллейбусное предприятие находится на грани закрытия — совсем скоро его могут признать банкротом. Инфраструктурой практически не занимаются, половина имеющихся трамваев не работает — казалось бы, эпоха застоя прошла в 70-е, однако нет: вот она, прямо сейчас в Орле. Общественный транспорт Орла надо спасать, и срочно.
- В отличие от многих российских городов, за 30 лет в Орле не были закрыты трамвайные линии, а инфраструктура, хоть и не развивается, но всё-таки существует, от неё не избавляются. Обновлять то, что есть выгоднее и проще, чем развивать с нуля. Мы подготовили несколько рекомендаций, которые помогут сделать общественный транспорт Орла современным и комфортным.
- Тихие трамваи на хороших рельсах
Новые трамваи — это, конечно, хорошо, но если пускать их по старым рельсам и заставлять водителей переключать стрелки ломиком, толку от них будет мало. Помимо закупки нового подвижного состава, важно обновлять и сопутствующую инфраструктуру, включая рельсы, стрелки, контактную сеть и подстанции.
- Остановки
Ждать трамвай должно быть комфортно, а вход в него должен быть в одном уровне. Необходимо строить трамвайные платформы и оборудовать на них павильоны с навесами и освещением.
- Обособление и приоритет на перекрёстках
Про важность обособления мы уже говорили: это важно для соблюдения расписания и снижения количества аварий. А приоритет обеспечить несложно: приближение трамвая можно распознавать специальными датчиками — и вовремя включать зелёный.
- Пересадочная модель, уменьшение числа маршрутов
Нет, большое количество маршрутов из любой точки в любую точку города — не показатель хорошей транспортной системы, а даже наоборот: это показатель её неэффективности. Удобные и, что особенно важно, бесплатные пересадки по единому билету позволяют запускать меньше маршрутов, но пускать транспорт по ним чаще.
Трамвай может стать основой новой транспортной системы Орла благодаря своей способности перевозить значительные потоки людей. Чтобы он был максимально эффективным, его стоит продлить в районы, где проживают много людей — Северный, микрорайон Пробуждение, некоторые старые районы города.
В центре города тоже есть что использовать для создания современной транспортной системы. Закрытый на реконструкцию Красный мост не создал значительных пробок на других мостах — а значит, после её завершения можно оставить его для всех, кроме автомобилистов. Трамвайно-пешеходные улицы и мосты привлекают людей — это хорошо и с транспортной точки зрения, и с социальной.
Наши предложения мы передадим губернатору Орловской области — а красивую презентацию с нашими идеями вы можете посмотреть тут:
Скачать файлом тут. Фото взяли с transphoto.org