На одном из главных проспектов Манхэттена — Парк-авеню — наконец запланировали реконструкцию разделительной полосы, сейчас засаженной растениями. Здесь вам не Москва: работы запланированы не к ближайшему дню города, а в несколько этапов — по некоторым оценкам, они займут не меньше 20 лет.
Фото Alexi Rosenfeld/Getty Images
Благодаря изменениям на проспекте станет меньше места для автомобилей. Дептранс Нью-Йорка планирует, что ширина тротуаров в некоторых местах вырастет в два раза за счёт отказа от двух полос для движения (и ещё две в каждом направлении останутся). Бюджет проекта пока не определён, а дизайн будет зависеть от победителя архитектурного конкурса. Однако от всех участников ожидают проекты со скамейками, удобными маршрутами для пешеходов и велосипедистов, а также частыми пешеходными переходами. По словам Эда Пинкара, главы Манхэттенского подразделения Дептранса, это «проект века».
В целом Парк-Авеню ждёт традиционная «дорожная диета». Между частями бульвара появятся пешеходные переходы, на существующих переходах появятся выступы для обеспечения видимости пешеходов и сокращения длины переходов. Кроме этого, там сделают парковки в карманах и дополнительные полосы перед перекрёстками. В общем, этот проект — квинтессенция современного подхода к проектированию улиц.
Схема с сайта New York City Department of Transportation
Десятилетиями на разделителе высаживали тюльпаны, бегонии и хризантемы — это красиво, но для пешеходов совсем не доступно. Где-то тротуары совсем разваливаются: в последний раз ими занимались в 1927 году — да и то тогда их сузили, чтобы предоставить машинам больше места. Если пересчитать площадь тротуаров относительно числа сотрудников близлежащих офисов — то Парк-Авеню проигрывает всем остальным крупным местам Нью-Йорка.
Более того, в декабре Железная дорога Лонг-Айленда станет приходить на Центральный вокзал, который как раз выходит на эту улицу. Пешеходный поток ещё увеличится — и пространство на улице станет ещё более необходимым. Впрочем, дело не только в этом: один из крупнейших банков мира JPMorgan Chase&Co. строит новый небоскрёб, для которого тоже потребуется расширение тротуара.
Фото unsplash.com/@juandinella
Есть и трудности — чтобы спроектировать новую разделительную полосу, придётся взаимодействовать с инженерами: под Парк-авеню располагается вагонное депо Центрального вокзала. Кроме этого, ожидается, что во время работ и по их завершении при сохранении текущего уровня трафика возникнут пробки, но всё тот же Пинкер считает, что против них поможет введение «налога на пробки», который сейчас рассматривается в Дептрансе.
Для многих арендаторов и владельцев бизнеса в районе Парк-авеню изменения давно назрели. Барбара Маклафлин, президент «Фонда за Парк-Авеню», некоммерческой организации, которая за средства местного бизнеса ухаживает за растениями и скульптурами, заявляет, что фонд «всецело выступает за инициативу». Сохранение зелени для неё на первом месте, но важна и инфраструктура: «Когда под ногами крошится гранит, это нужно исправлять в первую очередь, прямо до начала работ».
Нью-Йорк правильно подходит к реконструкции Парк-авеню — не торопясь проводить работы, с архитектурным конкурсом, учитывая всю окружающую инфраструктуру, общаясь с заинтересованными группами. Было бы правильным заимствовать такой подход (и в целом идеи о преобразовании улиц) и для российских городов.