Оживление площадей и установка парклетов в Портленде во время пандемии — это, говоря прямо, революция. Раньше просто заикнуться о том, чтобы использовать даже несколько парковочных мест, не говоря уже о парковке на целой улице, ради каких-то целей, отличных от парковки автомобилей, вызывало неистовое отторжение. Но как только владельцы бизнеса поняли, что могут зарабатывать больше, если улицу используют покупатели, а не автомобили, они быстро потеряли интерес в отстаивании парковочных мест.
Теперь кажется, что обратной дороги нет: Транспортное бюро Портленда приняло обязательство по расширению программы. То, что изначально началось как временные меры по поддержке бизнеса во время ковидных ограничений, превратилось в нечто более значимое, что, вероятно, навсегда изменит отношение горожан к улицам.
Когда началась пандемия, Транспортное бюро значительно упростило бизнесу возможности размещаться на улицах и начало в больших масштабах выдавать бесплатные разрешения на использование проезжей части. Если до пандемии в городе было всего два таких уличных пространства и 10 парклетов, то только этим летом было выдано 88 разрешений на создание общественных пространств на улицах (из них около 40 до сих пор действуют) и 401 разрешение на создание парклетов.
Иногда под общественное пространство и столики ресторанов отдают не одно парковочное место, а целый отрезок улицы
Очень много пространства, где раньше парковались машины, теперь принадлежит людям. Всего за год общественное мнение о том, какими должны быть улицы в Портленде, изменилось значительнее, чем за десятилетия до этого.
Теперь практически на каждой торговой улице Портленда есть уличные столики ресторанов, веранды или ещё какое-то место без автомобилей. Данные Транспортного бюро показывают, что эти места очень популярны. Предварительные результаты опросов (в них приняли участие около 500 респондентов) показали, что 96% людей считают эти пространства «безопасными и живыми», и 93% хотят, чтобы они оставались в городе. Ещё один интересный результат опроса: 74% сообщили, что до общественных пространств добрались пешком (63%) или на велосипеде (11%). По словам Главного транспортного планировщика Портленда Ника Фалбо, эти цифры показывают, что когда Транспортное бюро упрощает создание улиц без автомобилей и делает их доступными, то спрос на них растёт, и люди сами становятся более заинтересованными в таких улицах.
Уже имея некоторый подтвержденный успешный опыт, городские чиновники хотят начать следующую фазу программы. Первая во многом подстраивалась под владельцев бизнеса: им дали карт-бланш на использование пространств любым способом, который они считали подходящим — из-за этого пространства не выглядят и не ощущаются чем-то единым. В середине октября на встрече с Пешеходным консультативным комитетом Фалбо продемонстрировал, что может из себя представлять программа в будущем. Среди потенциальных изменений — больше лавочек, озеленения и взаимодействия с местными жителями.
В районах, где столики и общественные пространства организованы на местах для платной парковки, Транспортное бюро берёт плату с бизнеса как компенсацию за использование этих мест. Однако вопрос того, сколько именно должна составлять плата за использование этого ценного уличного пространства, всё ещё открыт — сейчас идёт оценка оптимальной цены, чтобы сбалансировать необходимость получать доход и популярность программы. Движение за улицы без автомобилей имеет гораздо большую ценность, чем стоимость одного разрешения.