Недавно опубликованный проект должен помочь Парижу наконец достичь долгожданной цели — сделать Сену настолько чистой, что в ней можно будет купания.
Возможно, в Париже один из самых красивых городских речных пейзажей, но попытки сделать Сену доступной для купания проваливались ещё с 1988 года. Тогдашний мэр Парижа Жак Ширак пообещал, что купаться в Сене можно будет уже спустя 5 лет — но этого не произошло. В 2017-м в Париже наконец открыли место для купания на канале Сен-Мартен. Однако даже это небольшое место, которым, казалось бы, проще управлять, иногда закрывается, если уровень бактерий в воде повышается.
Однако теперь в городе подготовили план, который должен стать более действенным в борьбе с загрязнением и позволить купаться в воде и даже использовать её как место для проведения соревнований. Под площадью Марии Кюри возле вокзала Аустерлиц сейчас возводят огромный подземный резервуар, где будет запасаться дождевая вода — чтобы сточные воды не попадали в реку, когда ливнёвка не справляется.
Проблема, которую пытаются решить этим резервуаром, для Парижа неуникальна. В канализационной системе 19-го века смешиваются нечистоты с дождевой водой, и во время сильных ливней она уже не справляется с объёмом жидкости. В таких случаях смесь воды и отходов выливается в Сену — таким образом может быть сброшено более 2 миллионов кубометров загрязнённой воды, из-за чего в реке остаётся множество вредных бактерий.
Это уже прогресс по сравнению с 90-ми — там всё было в 10 раз хуже. Но стоит отметить, что хоть Ширак полностью и не сдержал обещание сделать Сену пригодной для купания, предпринятые им меры позволили значительно снизить уровень загрязнения реки. Но хоть вода сейчас достаточно чистая, чтобы иногда её использовать в спортивных целях (например, этим летом сын Анн Идальго, профессиональный пловец Артур Жермен, проплыл по Сене от устья к истоку), в городах купаться в Сене всё ещё запрещено из-за связанных с бактериями и проплывающими мимо лодками рисков. А канализация стала всё чаще переполняться из-за более частых ливней, возникающих вследствие изменения климата.
Тут-то и поможет новый резервуар. Его объём составит 46000 м³ (46 миллионов литров). Стоимость строительства резервуара оценивается в 1,4 миллиарда евро (117 миллиардов рублей). Он будет полностью расположен под землёй, а сверху планируют высадить деревья. Благодаря подземным трубам, связывающим резервуар с канализацией на обоих берегах Сены, откачать всё обратно в систему можно будет за сутки после завершения ливня.
До сих пор не ясно, сможет ли резервуар полностью освободить Сену от нечистот. Конечно, их объём значительно уменьшится, но по оценкам чиновников в воду всё ещё будут ежегодно попадать 100 тысяч кубометров сточных вод. Однако тот факт, что в Париже готовы к таким значительным инвестициям в очистку реки — это показатель того, как много значит наличие чистой реки в городе.
Париж — далеко не единственный город, где стремятся очистить свои водные артерии. В Берлине на рассмотрении уже давно находится долгосрочный план по очистке центральной части реки Шпрее камышовыми фильтрами, чтобы та стала доступной для купания. В Лондоне предлагают разместить бассейны с чистой водой прямо в Темзе. А в Париже, помимо нового резервуара, проводят небольшой эксперимент с очисткой воды: в Булонском лесу создают камышовые фильтры, чтобы проверить, как они справятся с очисткой дождевой воды, загрязнённой при контакте с автомобильными дорогами.
В результате Париж станет не просто чище. Он получит возможность использовать Сену для олимпийского триатлона и использовать течение реки для других соревнований. После Игр возможность купаться в Сене останется — таким образом, взаимодействие горожан с рекой станет более разнообразным и приятным, учитывая, что набережные уже доступны для пешеходов, а летом на них работают пляжи. Требуемый объём инвестиций значителен, но для города, который уважают за красоту и стремление становиться чище и зеленее, идея о том, что однажды люди смогут просто зайти в чистую воду и проплыть возле Лувра, кажется слишком хорошей, чтобы легко от неё отказываться.
P. S. Даже интересно, что чище в Москве — вода в канализации или вода с реагентами с улиц?