Прописные истины о надземных переходах

22 ноября 2019 г.

Что представляют из себя надземные переходы?

Надземные переходы — конструкции, которые строят над дорогами. Из-за них людям приходится ходить дольше, а зачастую они просто недоступны для маломобильных. Их строят через многополосные дороги, чтобы люди не мешали автомобилям ехать быстро. Сторонники такого решения говорят, что они сделаны для безопасности пешеходов — их отделяют от быстро движущихся автомобилей. На самом же деле, убирая людей с улиц, они просто устанавливают гегемонию машин. На улицах становится меньше пешеходов и велосипедистов, а дорожная обстановка ухудшается для всех. Разделение потоков приводит к тому, что больше водителей превышают скорость, и в целом растёт количество жертв ДТП.

Приоритет машин, а не людей

Одна из главных проблем с надземными переходами — они не облегчают переход с одной стороны улицы на другую. Они занимают гораздо больше места в городе и требуют гораздо больше времени для перехода, чем обычные наземные. Из-за многочисленных лестниц переход улицы шириной в 12 метров удлиняется примерно в 10 раз. Причём эти лестницы зачастую делают довольно крутыми, из-за чего ими становится практически невозможно пользоваться инвалидам, детям, пожилым людям и просто людям с тяжёлыми сумками. Районы становятся разорванными: люди реже переходят улицу, потому что им неудобно, а если в таком переходе есть проблемы с освещением (а это происходит не так и редко) — они становятся менее безопасными. Улицы становятся менее удобными для пешеходов и поощряют водителей ездить быстрее. Кроме этого, когда происходят аварии с пешеходами неподалёку от надземных переходов, с водителей как бы снимается ответственность: надземники несут в себе посыл «пешеходам на улице не место».

Картинки по запросу пешеход перебегает дорогу надземный переход

Из-за такой враждебности надземных переходов по отношению к людям, пешеходы зачастую идут не по ним, а под ними. Пешеходы принимают решения в зависимости от окружения: рискованное поведение происходит не от желания «поиграть с огнём» или от глупости, а из-за неудобного или неправильного проектирования улиц. Дополнительное расстояние, которое требуется преодолеть, чтобы перейти дорогу по надземному переходу, не только создаёт преграду для маломобильных, но и требует больших затрат времени и сил для перехода — что тоже побуждает людей переходить по земле. Исследования в Индии показали, что даже при наличии надземного перехода 85–95% пешеходов идут по земле. Ещё в 2013 году мы проводили аналогичные исследования надземного перехода на улице Свободы в Москве, и результаты были схожими. С ними можно ознакомиться тут.

Разделение потоков людей и машин побуждает водителей ездить быстрее, а скорость, как мы знаем, убивает: при столкновении на 50 км/ч шанс пешехода выжить — 50%, а на 60 км/ч — уже всего 10%. При этом надземные переходы уровень безопасности не повышают. Например, в Мехико в районах с наибольшим количеством надземных переходов чаще случаются аварии с пешеходами (27% из них — в 300 метрах от надземных переходов). В Найроби 43% аварий с пешеходами происходят в радиусе 500 метров от надземников.

Что делать

Чтобы сделать улицы более комфортными и безопасными для людей, города должны в первую очередь ориентироваться на пешеходов. Если говорить о переходах — улучшать имеющиеся, а не строить конструкции, по которым тяжело пройти. Переходы должны быть удобными, безопасными и прямыми. На улицах городов должны быть достаточно частые и хорошо видимые переходы, желательно — вровень с тротуарами. Улучшать имеющуюся инфраструктуру, например, островками безопасности, практически всегда дешевле, чем строить и поддерживать в надлежащем состоянии внеуличные переходы.

Вложения в удобную инфраструктуру для пешеходов эффективны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Многие города, которые приняли программу Vision Zero (да и просто заботящиеся о пешеходах) — Нью-Йорк, Бостон, Гуанчжоу, Мехико — делают относительно недорогие изменения. Расширение тротуаров, островки безопасности на переходах, удобные для пешеходов светофорные фазы — всё это позволяет городам значительно эффективнее снижать смертность на дорогах.


На основе статьи ITDP. Перевод и адаптация Михаила Чижова. Фото на обложке — Аркадий gre4ark Гершман.


Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей
О вреде подземных переходов на улицах
Текущий проект

Тема подземных переходов, наверное, самая больная в городских вопросах. Наукой доказано, что подземных переходов в центре города быть не должно. В других странах, где их успели нарыть, переходы закапывают. И только в России постоянно слышишь новости, что в разных концах страны власти убирают зебры и людей загоняют под землю. Самое грустное в этом то, что всем такое решение кажется правильным. Это неправильно!

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 8 570 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему