На последней неделе марта Амстердам подтвердил свою репутацию про-велосипедного, анти-автомобильного города, и даже пошёл ещё дальше: было объявлено, что центр города скоро лишится парковок.
Член Комитета по транспорту Шарон Дейксма в прошлый четверг объявила, что, начиная с лета, городские власти планируют снижать количество людей, которые могут припарковаться в центре, на 1500 человек в год. Им уже нужно специальное разрешение, чтобы получить доступ к особым парковочным местам (и его стоимость также вырастет), и, непрерывно сокращая количество разрешений, город уберёт с улиц 11200 парковочных мест к концу 2025 года.
Освобождённое место пустовать не будет. На пространстве, которое сейчас отдаётся машинам, будут посажены деревья, обустроены велопарковки и расширены тротуары Так амстердамцы смогут постоянно видеть и чувствовать преимущества этого весьма противоречивого среди водителей решения.
Как город сможет это провернуть? Если упрощать — у мэрии Амстердама есть на это все полномочия. Сейчас у власти коалиция между левыми и центристскими партиями, где большинство — у Зелёной левой партии (GroenLinks). Обещание сократить парковочные места — часть изначального коалиционного соглашения. Но им помогает то, что на самом деле право парковаться ни у кого не отберут. Город не будет аннулировать разрешения, но при этом и не будет выдавать новые взамен тех, что появляются, когда водители уезжают из города, отказываются от автомобилей или умирают. Город полагает, что снижение на 1100 разрешений в год — это естественный процесс.
Чтобы избавиться от ещё большего числа парковочных мест, у города в рукаве припасены другие козыри. Многие набережные и причалы в центре Амстердама пора ремонтировать. Из-за мягкой почвы некоторые набережные нужно ремонтировать срочно, после долгих лет чрезмерных нагрузок от веса автомобилей. Это обычная и вполне решаемая проблема, которая также открывает окно возможностей для «отсеивания» ещё большего числа машин. В это же время приходит срок реконструкции ещё нескольких основных улиц, и пространства на них тоже пойдут под нож.
Такие действия выглядят жестокими по отношению к водителям, но в городе, где велодорожки, трамваи, автобусы и метро отлично дополняют друг друга, личные автомобили до сих пор играют незаслуженно высокую роль. Только 22% поездок в Амстердаме совершаются на автомобиле, а большая часть места на дорогах отводится именно под машины. Чаще всего в Амстердаме ездят на велосипеде, но, несмотря на все усилия, велосипедистам всё ещё катастрофически не хватает удобных велопарковок.
Отказ от парковок (часть из которых уйдёт под землю) освободит место для пешеходов, велосипедистов и деревьев, чтобы им свободней дышалось в районах с узкими улицами и оспариваемыми приоритетами. Парковаться в центре Амстердама с каждым годом будет всё сложнее, но в целом город за счёт этого будет дышать легче дышать.
Оригинал. Перевод Михаила Чижова. Поддержите редакцию рублем: