Портлендский «Джетпорт» - LEEDер в деле защиты окружающей среды

29 июля 2013 г.

Международный «Джетпорт» города Портленд (штат Мэн) стал вторым коммерческим авиатерминалом в США, получившим «золотой» сертификат LEED (первым был терминал 2 международного аэропорта Сан-Франциско, спроектированный компанией «Дженслер»). Мы поговорили с менеджером проекта Джимом Станисласки и попытались понять, что означает это достижение и каких новых шагов следует ожидать в деле проектирования экологически устойчивых аэропортов.

— Почему для этого проекта столь важен золотой сертификат LEED?

— Сертификат демонстрирует, что Джетпорт и весь город Портленд не на словах, а на деле привержены принципам экологически обоснованного управления. У большинства людей штат Мэн ассоциируется с природой. Именно она делает наш штат особенным. Новый терминал – важные «ворота» для прибывающих в штат, и мы хотели показать, что муниципальное здание может быть экологичным, энергоэффективным и красивым. Идея построить здание, в высшей степени отвечающее принципам устойчивой окружающей среды, не была маркетинговым ходом: здание просто не могло быть иным.

Когда четыре года назад мы начинали работать над проектом, мы ставили себе цель добиться как минимум «сертифицированного» уровня – низшего по шкале LEED. К концу периода проектирования в городе был принят «Кодекс зеленого строительства», согласно которому все городские здания свыше определенного размера и определенной стоимости должны получать сертификат LEED не ниже «серебряного». Чтобы показать себя лидерами, мы понимали, что наш проект должен быть более амбициозным. Понадобились масштабные командные усилия, и, упорно корректируя проект в различных элементах, мы добились «золотого» сертификата, а также первого в истории гранта Федерального управления гражданской авиации за геотермальную систему аэропорта.

— Почему так мало коммерческих авиатерминалов смогли получить «золотой» сертификат?

— Эксплуатация коммерческого авиатерминала крайне энергозатратна, ввиду чего считается, что достичь амбициозных целей в части экономии энергии в этой отрасли слишком тяжело. Кроме того, терминалы – здания сложного типа: они отличаются высокой людской вместимостью, изменяющимися графиками работы, а также наличием специальных систем, таких как система безопасности или выходы на посадку с телетрапами. Еще один фактор – при строительстве терминалов обычно используется большое количество стекла, а этот материал не отличается высокой теплоизоляцией. Чтобы добиваться поставленных задач по энергоэффективности в таких сложных условиях, приходится сомневаться во всех общепринятых подходах и творчески подходить к каждой системе.

Важно отметить, что, хотя программа LEED существенно изменила рынок и повысила осознание обществом значимости экологичного проектирования, получение этих сертификатов не означает, что можно почивать на лаврах. В условиях нынешнего энергетического кризиса мы должны смотреть дальше требований LEED. Пора задуматься над авиатерминалами с нулевым чистым потреблением энергии и воды. На первый взгляд, это фантастика, но на самом деле мы не так уж далеки от того, чтобы сделать ее реальностью.

Думаю, здесь нужен ментальный скачок. Надо преодолеть мышление по принципу «наш аэропорт не так уж плох» и ставить задачи более масштабные, чем относительно скромные поэтапные шажочки в деле экономии энергии. Архитекторам и инженерам придется тесно взаимодействовать с целью выработки проектных решений, соответствующих климату и обеспечивающих устойчивость. Нам предстоит также тщательно оценить эффективность ограждающих конструкций. Заказчики будут все более склонны инвестировать в технологии возобновляемой энергии, а государство и местные власти должны будут выделять гранты и предлагать другие стимулы для того, чтобы такие инвестиции оправдывали себя. Главное – помнить, что долгосрочный подход к таким зданиям позволит в перспективе сэкономить значительное количество энергии и денег.

— Так что же делает портлендский «Джетпорт» столь экологичным?

— Из-за постоянного большого пассажиропотока в аэропортах тратится немало энергии на системы кондиционирования воздуха. В нашем терминале установлены две системы, благодаря которым процессы обогрева и охлаждения стали гораздо эффективнее.

Первая система – геотермальная. Она включает в себя 120 скважин глубиной 150 метров, расположенных под новой автостоянкой и, соответственно, невидимых для пассажиров. Эта система работает как гигантская термальная батарея: летом избыток тепла отводится глубоко под землю, зимой тепло выдавливается наверх. Таким образом, для обогрева терминала требуется меньше топлива, а для охлаждения – меньше электричества.

Вторая система – «теплый пол», повышающий комфорт пассажиров путем использования термальной массы бетонной плиты. Это куда эффективнее, чем выбрасывать горячий воздух из труб на высоте 6 метров. Обе наши системы не новы: это проверенные временем решения, обеспечивающие длительную эксплуатацию при небольших текущих расходах.

Одна только геотермальная система, по расчетам, заменяет сжигание почти 400 тыс. литров мазута в год, что экономит аэропорту 200 тыс. долларов. И, что еще более важно, она сокращает ежегодные выбросы CO2 на миллион килограмм, что эквивалентно прекращению эксплуатации 180 автомобилей. Рассчитанная на 40 лет, система в части вредных выбросов даст эффект, равнозначный отказу от эксплуатации 7200 автомашин. Это долгосрочный результат, которым я лично горжусь больше всего.

Как мы разрабатывали геотермальную систему? Это история работы большой слаженной команды. Мы уже полностью завершили проектирование стандартной (хотя и весьма эффективной) системы кондиционирования с нагревательными и холодильными установками, когда оказалось, что у нас есть шанс получить первый в истории грант Федерального управления на строительство геотермальной системы. В тот момент для Джетпорта было бы проще всего сказать: «хорошая идея, но мы слишком далеко продвинулись с имеющимся проектом, и очевидные новые риски, затраты времени и денег не стоят того». Вместо этого аэропорт рискнул, вложил средства в проектирование и бурение пробной скважины, и мы получили грант. Вся наша команда: Джетпорт, «Дженслер», «Амек», «Хейли и Олдрич», «Тернер» - проявили невероятную целеустремленность, гибкость и изобретательность, и в итоге мы полностью, и притом быстро перепроектировали системы кондиционирования. Все исходили из принципа «мы это можем», и нам удалось выполнить задуманное, уложившись в сроки, отведенные для заявок на грант.

— Чем ваш терминал отличается от других с точки зрения обычного пассажира?

— Самые видимые отличия, которые по достоинству оценили пассажиры, – просторность, обилие естественного освещения и крыша из натурального дерева. Деревянная крыша сертифицирована Лесным попечительским советом (FSC), который поощряет устойчивое лесоводство по всему миру. Терминал отличается ясной архитектурой, без всяких нагромождений, и интуитивно ведет пассажиров в нужном им направлении, так что им не надо постоянно смотреть на указатели. Успешные здания должны вписываться в уникальный географический контекст, и мы надеемся, что наш аэропорт самим своим обликом говорит пассажирам «Добро пожаловать в Мэн» - землю, где они смогут близко познакомиться с природой.

Примечание:

1. Не путать с более крупным городом Портленд в штате Орегон (примечание переводчика).

2. «Leadership in Energy and Environmental Design» – «Лидерство в энергоэффективности и экологичном проектировании» - действующая в США и Канаде система экологической сертификации зданий (примечание переводчика).

Спасибо за перевод Ивану Володину.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Петербург
Собрано 5 220 из 60 000 рублей

Еще статьи на эту тему