Соблюдайте свои ГОСТы!

10 февраля 2020 г.

Всем привет! Говорит и показывает отделение Городских проектов в Санкт-Петербурге.

У нас в Петербурге мало пешеходных переходов, и сейчас я это наглядно покажу. А для простоты и наглядности исследования мы обратимся к ГОСТу!

Существует норма, согласно которой пешеходные переходы в границах населенных пунктов располагают через 200–300 м:

4.5.2.1 Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.

При таком расположении максимальный крюк составляет как раз около 300 метров. Я бы сказал, что это верхний предел допустимого — лишние 5 минут ходьбы там, где можно было бы пройти всего пару десятков метров.

Но давайте посмотрим на примере трёх абсолютно разных районов Санкт-Петербурга, соответствует ли сегодня частота переходов хотя бы ГОСТу (спойлер: нет); и как выглядели бы те же улицы, если бы мы привели их в нормативный вид.

Советский спальный район

Роль советского спального района достается западной части муниципального округа Остров Декабристов. Этот район проектировался и застраивался в 80-х, выглядит он вот так:

Миркорайонная планировка; редкие, но достаточно широкие улицы с боковыми проездами. И вот как сегодня обстоят дела с расстояниями между пешеходными переходами:

Как видите, требования ГОСТа соблюдаются далеко не везде: есть много перегонов по 400 с лишним метров; а есть участок, на котором ни одного перехода нет на протяжении 1,3 километра!

А вот как могла бы выглядеть карта переходов, если бы хотя бы были расположены по ГОСТу:

Можно было бы предположить, что нам просто не повезло с советским наследием, но давайте посмотрим, как часто располагаются переходы в новых районах города.

Новостройки

Чтобы изучить улично-дорожную сеть застраиваемых прямо сейчас районов мы отправляемся в муниципальный округ Парголово, а точнее на всем известный Парнас!

Напомним, что выглядит этот район вот так:

Двадцатипятиэтажки разделяются, затянутыми в три ряда заборов по всем возможным ГОСТам, будь они обязательны или нет, улицы. Или не по всем?

Удивительное дело, но стандарту не соответствует почти ни один участок улиц! Мы снова видим много расстояний по 400 метров и больше, несколько участков почти по 600 метров и два удивительных среди жилой застройки почти километровых отрезка без пешеходных переходов.

Как и в случае с Островом Декабристов, предлагаем привести этот показатель в нормативный вид:

И сразу становится гораздо приятнее, правда?

Что ж, современный район оказался ничем не лучше советского. Но и тот, и другой совсем не сложно улучшить. Давайте теперь посмотрим, окажется ли исторический центральный район более дружелюбным к пешеходу.

Исторический центр

Добро пожаловать в муниципальный округ Смольнинское. Эта часть центрального района активно застраивалась в IXX веке и выглядит так:

Плотные среднеэтажные кварталы, компактные внутренние дворы, регулярная сетка улиц равной ширины — типичный Петербург. Схема пешеходных переходов этого района выглядит так:

Смотрите: историческая застройка соответствует нынешним ГОСТам лучше, чем любой советский или, тем более, современный микрорайон! Сама сетка улиц почти везде подсказывает правильное расположение переходов.

Однако и тут нашлось несколько мест, где получилось не очень здорово: есть три отрезка примерно по 400 метров. Но самый ужас здесь — набережная. Да-да, вот эта тёмно-бордовая, уходящая далеко за пределы нашего квадрата, полоса — ни что иное, как набережная Невы. Здесь вместо привлекательной и доступной видовой набережной устроили автомагистраль с голым тротуаром длиной в 2,1 километра без единого пешеходного перехода!

Но если вооружиться ГОСТОм (и здравым смыслом), всё будет в порядке:

Вот так, на примере трёх типичных Петербургских районов, мы проверили, соблюдается ли требование ГОСТа о частоте расположения пешеходных переходов. И выяснили, что не соблюдается!

К счастью, в сентябре 2019 года мы избрали в Петербурге 99 муниципальных депутатов и каждом из этих округов теперь есть наши представители. Они направили запросы в ГИБДД и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, чтобы узнать, почему в их округах не соблюдаются нормы и потребовать привести улицы в соответствующий вид.

Леонид Андрухов, руководитель филиала фонда «Городские проекты» в Санкт-Петербурге

Собрано 122 352₽ из 125 000
Горпроекты в Петербурге
Текущий проект

Мы хотим продвигать идеи удобных городов по всей России; сделать большую, сильную и децентрализованную организацию, которая занималась бы просветительской деятельностью, проводила исследования и выпускала литературу о городах. Начать решили с культурной столицы. С 1 декабря 2014 года функционирует первое «пилотное» отделение фонда в Санкт-Петербурге. В 2018-19 годах мы сделали много «проектов преображения Петербурга», под которыми собрали отличную компанию и повели ее на выборы муниципальных депутатов. С сентября 2019 года отделение усилилось 98 мундепами

Собрано 122 352₽ из 125 000

Еще статьи на эту тему