На днях радиоведущий Александр Плющев предложил организовать парковку машин на «распухших» московских тротуарах. Параллельно сообщество «Синих ведерок» борется за то, чтобы отдать под парковку велодорожку на Мытной. Эти два случая объединяет недовольство людей тем, как изменились улицы в в центре Москвы. И это нормально — привычки меняются долго, и если человек привык думать, что город должен снабдить его парковкой, то на улицах с приоритетом пешеходов или велосипедистов он будет испытывать боль разочарования. Недовольных всегда хорошо слышно. Но важно услышать и тех, кто выиграл от такого редизайна.
К сожалению, в Москве не собирают или как минимум не публикуют данные о том, как изменилась жизнь на переделанных улицах. Вести конструктивный спор без такой статистики сложно. К счастью, на помощь нам приходит департамент транспорта Лондона. На днях он опубликовал отчет, в котором рассказывается, как широкие тротуары, новые скамейки и прочие атрибуты благоустройства влияют на восприятие улиц и разворачивающуюся на них жизнь.
Почему важно исследовать улицы
Исследование провел департамент вместе с двумя научными институциями — Bartlett School of Planning и University College London. «Все больше городов воспринимают улицы как нечто большее, чем просто транспортные коридоры, обеспечивающие движение транспорта», — говорится в докладе. При этом места в городе всегда мало, а на его улицах пересекаются интересы разных групп, которые иногда противоречат друг другу. Как пишут авторы доклада, властям приходится выбирать между улицей-транспортной артерией и улицей-местом, где разворачивается городская жизнь. Смысл исследования как раз был в том, чтобы этот выбор был осмысленным и аргументированным.
Всегда найдутся люди, которые будут опасаться, что реконструкция вызовет рост цен на аренду квартир или затруднит парковку. Авторы исследования говорят, что эти опасения не беспочвенны, но, учитывая их, надо помнить и о том, что редизайн улиц может иметь плюсы, которые перевешивают все возможные минусы.
Тонкости методологии
Главное — всё как следует подсчитать, а это не так-то просто. Нет такой линейки, которая помогла бы точно измерить качество городской среды. Так что авторам исследования пришлось изобретать её самим.
Они выбрали пять улиц, реконструированных в период с 2008 по 2014 год. Там расширяли тротуары, снижали скорость машин, кое-где вообще закрывали проезд автомобилей, делали приподнятые пешеходные переходы, меняли покрытие тротуаров, ставили скамейки и сажали деревья, иногда переставляли автобусные остановки и корректировали маршруты, чтобы ими было удобней пользоваться. В общем, делали примерно все то же самое, что и в Москве. Для каждой такой обновленной улицы подобрали пару — похожую улицу, где благоустройства пока не было. И стали сравнивать по четырем параметрам: внешний вид (конфигурация улицы, наличие деревьев, уличной мебели, состояние инфраструктуры), взаимодействие (насколько улица стимулирует общение людей с самыми разными целями, от политики до торговли), движение (удобно ли передвигаться по улице разным группам людей) и недвижимость (влияние редизайна на ее цену и востребованность).
Что удалось узнать?
Если коротко: редизайн улиц себя оправдал. Выиграли и местные жители, и «пришлые» люди, и бизнес.
Теперь по пунктам:
• В целом качество улиц выросло примерно на треть.
• Рост цен на офисные помещений на обновленных улицах составил в среднем 4% в год.
• Цены на торговые площади растут на этих улицах на 7,5% в год. Очень достойный результат, если учесть, что традиционные магазины испытывают серьезную конкуренцию со стороны он-лайн площадок и торговых центров.
• Спрос на торговые площади тоже вырос. На обновленных улицах оказалось на 17% меньше пустующих площадей, чем на нереконструированных.
• При этом цены на аренду квартир почти не изменились — к радости местных жителей, которые боялись стать жертвами джентрификации.
• Реконструкция почти не изменила транспортные привычки людей, но серьезно повлияла на безопасность улиц: ДТП с серьезными или летальными исходами на обновленных улицах стало меньше.
• Люди стали чаще проводить время на улице: теперь там на 96% больше стоящих или сидящих, на 93% больше прогуливающихся.
• Резко выросло число людей, отдыхающих на скамейках или проводящих время в уличных кафе — на 216%. Как отмечают авторы доклада, это прямой результат улучшения качества среды — в непривлекательных местах люди по своей воле не задерживаются.
С чего начать
Авторы доклада считают, что не все элементы благоустройства влияют на качество улицы одинаково. Поэтому выстроили такую иерархию.
Прежде всего — пешеходы. Удобные тротуары и безопасные переходы способствуют оживлению уличной жизни как ничто другое. Вложения в пешеходную инфраструктуру окупаются лучше всего.
На втором месте оказалась инфраструктура для приятного времяпрепровождения: всевозможные места для сидения, видовые точки, возможность для общения с другими людьми. На третьем и четвертом месте идут экология (загрязнение воздуха и уровень шума) и адаптивность (имеется в виду возможность использовать улицу разным образом: сегодня тут ходят по магазинам и едят мороженое, завтра проводят митинг, а послезавтра устраивают уличный рынок).
Так что если хотите разумно потратить городской бюджет, начните с хорошего тротуара. И, пожалуйста, не устраивайте на нём парковку.
Перевод Анастасии Ромашкевич. Взято отсюда. Поддержать редакцию: